- Игорь Иванович, можно ли сексуальные отношения разделить на «нормальные» и «с отклонениями»? Где грань?
- Это самый сложный вопрос в работе практикующего сексолога. Четких, совершенно однозначных определений, которыми можно было бы воспользоваться, как таблицей умножения, нет. Вопрос дискутируется на научных симпозиумах, поднимается в диссертациях, регулярно обсуждается в научно-популярной литературе и «глянце». Но кое-какие критерии нормы и патологии, конечно же, есть.
Например, физиологическая норма. С точки зрения физиологии, каждый человек должен заниматься сексом, как процессом, обеспечивающим продолжение рода человеческого, каждые 72 часа. Именно столько времени зреют в мужском организме сперматозоиды. Чаще – бессмысленно, реже – возникнет «простой» драгоценного сырья. Но кто занимается сексом исключительно ради потомства? То есть воспользоваться физиологической нормой как критерием оценки «нормальности» полового акта практически невозможно. И тем не менее этот критерий существует.
Этическая или эстетическая норма. Опять-таки: то, что хорошо для одного общества, неприемлемо для другого. Например, существуют такие племена, где половой акт считается общественным событием. То есть все происходит при большом стечении народа, под улюлюканье молодежи и ценные советы старейшин. Это – норма для племени. Но можно ли считать это нормой для европейца? Пример, конечно, острый. Но давайте посмотрим на «нормы» нашего общества двадцатилетней давности. За долгий поцелуй в общественном месте дружинники (добровольные помощники милиции – прим. Ред.) забирали на опорный пункт. За истекшие годы эти нормы очень сильно изменились, не так ли?
Cтатистические нормы. Например, можно ли считать регулярные мастурбации нормой, если большая часть людей практикует это? Этот вопрос требует детализации. Кто это практикует? Подростки? Ежедневная мастурбация для них действительно норма. А для зрелого, 45-летнего мужчины – явное отклонение, требующее медицинской ( в случае, если это -единственно возможный способ получить оргазм) либо психологической консультации (если присутствует, например, боязнь женщины).
Статистический критерий имеет смысл при жесткой выборке. Например, по возрасту. Ведь то, что среднестатистическая норма для 25- летнего человека, не может быть нормой для 60-летнего.
Индивидуальные нормы. Тут мы имеем как минимум три подгруппы: люди сильной половой конституции, средней и слабой. Причем о неполноценности речь тут не идет. Энергетический уровень, генетически запрограммированный уровень сексуальной активности и не более того. Для человека сильной половой конституции ежедневный секс – норма, а для тех, кто в группе «слабых» - практически насилие… Нет жестких рамок, каждый случай – индивидуален.
И прежде чем ответить на вопрос человека «Все ли со мной в порядке?», мы исследуем все факторы в комплексе.
Вопрос осложняется еще и тем, что половая функция – единственная парная. То есть исследуя нормы и отклонения, мы исследуем физиологию, генетические, возрастные, социальные и пр. функции как мужчины, так и женщины.
- Что современная сексология считает сексуальным извращением?
- То, что строится на насилии, использование одним человеком безвыходного положения другого и т.п.
- То есть оральный секс, например, для одной пары может быть нормой, а в жизни другой может классифицироваться как извращение?
- Абсолютно верно. Ни оральный, ни анальный, ни какой-либо другой вид секса современная сексология не считает извращением. Секс с животными, педофилия – безусловное извращение. Ведь ни животные, ни несовершеннолетние дети не могут дать осознанного согласия на сексуальные действия. Секс с престарелыми женщинами тоже может попасть в разряд «извращение», если присутствует элемент насилия. Но вы же знаете, что в шоу-бизнесе, в мире преуспевающих леди пары типа «зрелая женщина-юноша» очень распространены. Но считать это извращением нельзя, так как все происходит по обоюдному согласию.
- А гомосексуальные связи?
- Современная сексология гомосексуализм (как и лесбиянство) к сексуальным извращениям не относит. Если оба человека получают от таких взаимоотношений удовольствие, если они счастливы, об извращении речь идти не может. Если воспитание, физиология, уровень духовности, состояние физического и сексуального здоровья позволяет – ограничений нет! Если же этические, психологические и пр. нормы одного человека не совместимы с желаниями другого и возникает элемент физического либо морального насилия, то такие взаимоотношения вполне могут классифицироваться как извращение.