Учения фэн-шуй.
Фэн и шуй - это основные образные категории тонкой жизненной энергии ци. В переводе с китайского языка «Фэн» означает «ветер», а слово «шуй» обычно ошибочно переводят как «вода». Однако как и любые китайские иероглифы, так и перевод иероглифов «фэн» и «шуй» являет не значение, а образы, которые явила человеку окружающая его природа и в которых отражается суть сложных процессов мироздания. Так, мудрецы Китая под словом «фэн» понимали любой вид явленных движений, а словом «шуй» нарекли различные состояния (предметы, явления), которые подвержены движению. Поэтому «фэн-шуй», как «влага гонимых ветром облаков», - это явления жизни, которые подвержены изменению в любую (благоприятную и неблагоприятную) сторону.
Однако ветер не имеет формы, а облака не имеют размера. Чтобы измерить размер облаков и воспринимать форму ветра, необходимо овладеть истинным знанием учения фэн-шуй.
А может ли ветер (фэн) обрести форму, а облака (шуй) - размер? Ответ на этот вопрос содержится в древних китайских трактатах, где говорится, что единое воплощается в ритме, ритм рождает структуру, структура рождает форму, форма определяет размер, размер определяет объем, объем рождает пространство, пространство измеряют временем. Единое - это ци. Пульсируя, ци создает форму, задавая ритм всему во Вселенной посредством явления себя в движении инъ-ци и ян-ци. Проявление формы и возможное обратное ее преобразование - это путь ци, или Дао. Постижение этого пути - дэ - возможно, если человек изучает и соблюдает законы фэн-шуй. Обретение и следование Дао - это единение с ци.
Основой китайского учения фэн-шуй является умение распознать поток ци и неуклонно следовать в его русле. Ведь ци ведет себя подобно ветру и облакам - фэн и шуй. Чтобы человек был здоров и счастлив, ему нужен плавный поток ци: она должна постоянно двигаться, но ее течение не должно быть слишком сильным и быстрым.
Знание законов фэн-шуй и выполнение правил, продиктованных ими, позволяет обрести гармонию между человеком и окружающим его миром. Без внешнего нет внутреннего - этот принцип взаимозависимости, неразрывной взаимосвязи, целостного рассмотрения любого явления, в отличие от европейского анализирующего, разъединяющего сознания, - краеугольный камень всей китайской философии.
Ци (энергия)
Ци и фэн. В китайской философии вообще не учитывается разделение на духовное и материальное. Надо сказать, что и современные западные ученые ищут отражение единства, существующего в мире. Ядром китайской философии и учения фэн-шуй является знание о том, что единство явленного мира реально только потому, что опирается на тонкую энергию, имя которой - ци. Эта энергия, и это очень важно понять, не подвержена каким бы то ни было изменениям, трансформациям, метаморфозам, сохраняя свое единство всегда и везде (во времени и пространстве явленного мира и вне времени и пространства своего существа). Она сама являет те состояния и создает те правила их трансформации, которые действуют как закон жизни Вселенной, причем, являя состояния и пути их изменения, она продолжает действовать в них как непременное условие их жизни, став ими, но не изменив своей сущности. В рамках китайского менталитета разделение явленных в реальности состояний и движений на материальное и духовное разрушительно для гармонии с природой.
Сущность реальности, проявления в действии ее активной части постоянно требует от человека не созерцания (хотя это очень полезно), а умного владения ею. Такое функционирование заставляет его определять тонкие различия внутри вещей, суть которых, как мы понимаем, отразить очень сложно.
Размышляя о процессе своего бытия, мудрецы Китая смогли уловить эти тонкие нюансы, существующие как в лейтмотиве творения, так и в его развитии. Окружающая человека природа явила ему те образы, которые могли бы отразить суть этих сложных процессов мироздания. Поэтому все виды проявленных движений они нарекли именем «фэн» (ветер), оставляя право ци быть собой.
Такое удивительно мудрое решение могло родиться только лишь из безграничного уважения к той разумной энергии, которая никогда не несет собой разрушение (разделение), так как само разрушение противоречит ее основному замыслу - воплощению полноты жизни единого истока в творении.
Фэн (ветер)
Ветер. Классификация фэн. Ци создает все многообразие проявленной реальности - небо, землю, человека, фэн, шуй. Проявившись в 10000 вещах и их движении, она не перестает быть собой, не изменяясь ни в бесконечно малом, ни в бесконечно большом. Ци присутствует во всех структурных элементах и их движениях как жизненная сила, обеспечивая их связь с единым. При этом существующее реально тонкое отличие ци от фэн не упраздняется и в том случае, когда ветер принимает различные виды при трансформации явленных состояний.
Многообразие единого создало множественность отношений между «вещами». Их функционирование проявилось в том разнообразии видов движения, которое пытливый человеческий ум изучал и продолжает изучать до сих пор. Движение света, звука, воздушных масс и водных потоков, действие магнитных полей и электрических импульсов, различные физиологические процессы организма человека (движение крови и лимфы, распространение нервных импульсов, обменные процессы метаболизма) - это лишь ничтожно малый перечень проявленных видов движения «ветра».
Разделяя ветры на внешние ян-фэн и внутренние инь-фэн, мы говорим о проявлении ими своей принадлежности к той или иной системе (структуре), продуцирующей их, что выражается в направлении их действия. При этом движения, рожденные внутри системы и существующие как ян-фэн и инь-фэн, могут иметь двойное действие.
Шуй (вода)
Шуй. Для того чтобы ощутить то единство, которое заключено в слове «фэн-шуй», нужно понять значения иероглифа «шуй». Повторим: в переводе с китайского языка слово «шуй» обычно переводят как «вода», хотя точное понимание этого китайского иероглифа лучше выразить фразой, в которой заключен определенный образ: «влага, гонимая ветром в облаках». Этот образ тонко передает сущность иероглифа, указывая на такое состояние, которое легко подвержено любому движению.
Таким образом, если фэн - это движение, то шуй - состояние, понуждаемое к движению.
Нетрудно догадаться, что относительные состояния инь-ян, лежащие в основе (или являющиеся причиной) любого явленного состояния и движения, проявляют себя и в шуй. Так, ветер-фэн, достигая предела, рождает состояния инь-ян, то есть являет шуй, а относительная противоположность состояний инь-шуй и ян-шуй создает движение между ними - и опять проявляется ветер-фэн.
Наблюдая в повседневности циклической жизни процессы, происходящие в явленном, мудрецы Китая заметили, что слово шуй (вода) может отразить принципиально важные свойства проявленных состояний, а именно:
- их множественность при единстве сущности; вода имеет легкодоступные наблюдению (а значит, пояснению) состояния своего вещества (газообразное, жидкое, твердое);
- их единосущность, которая реально отражена во множестве проявленных состояний; вода, как заметили древние, содержится в огромном множестве наблюдаемых «вещей», то есть являет себя везде, поэтому вывод о присутствии состояний инь-ян, ассоциируемых с шуй, во всем явленном можно прочувствовать человеку реально через символичность образа шуй;
- их свободное преобразование (трансформирование), то есть возможность быстрого перехода из одного состояния в другое.
Вода может свободно менять свои состояния, которые легко переходят одно в другое, что позволяет наблюдать этот процесс, работать с ним, а самое главное - видеть естественную связь между различными состояниями воды, а значит, и неразрывную связь между фэн и шуй.
Значение слова фэн-шуй
Далее обобщающая характеристика слова «фэн-шуй».
Фэн-шуй. Начнем с главного. Фэн-шуй - это не фэн плюс шуй. Математический подход тут неуместен, так как тогда возможны обратные вычисления: отнимая от фэн-шуй шуй, получаем фэн, или отнимая от фэн-шуй фэн, получаем шуй.
Абсурдность таких вычислений должна быть пояснена. Здесь еще раз необходимо вспомнить лейтмотив творения ян-ци-инь, который представляет собой такую целостность, где зависимость становится смыслом жизни.
Единая пневма-ци, рождаясь в ян-ци и отражаясь в инь-ци, сделала себя зависимой (если хотите, уязвимой) от этих состояний и их функционирования. С другой стороны, состояния инь-ян (шуй) и их движения фэн также зависимы от пневмы-ци и друг от друга. Но эту зависимость нужно понимать как благо, а не только как необходимость, так как именно она является жизнью творения. В этом состоит коренное отличие китайского учения фэн-шуй от западной философии.
Китайская наука фэн-шуй, понимая корень зависимости как лейтмотива самого истока творения - ян-ци-инь, не тяготится ею, не борется против нее, а, принимая ее, живет по ее законам.
В повседневной жизни законы фэн-шуй являются основополагающими для любого китайца во всех бытовых, производственных, личных, семейных вопросах, а также в вопросах здоровья, а в конкретной ситуации - руководством к действию. Законы фэн-шуй носят не абстрактный, а реальный характер, так как являют единый принцип творения, лежащий в основе любых состояний и их действий, отражая своей символичностью реальность их существа.