В конце ноября Яна Кацуба проведет выставку своих работ. Узнав об этом, мы заглянули к ней в киевскую мастерскую, чтобы познакомиться с художницей и куратором проекта Юлией Стриковской поближе. Беседа прошла очень легко, в атмосфере "чаепития старых друзей".
Яна, в одном из своих предыдущих интервью ты сказала, что рисуешь и пишешь с детства. А кто тебя поддерживал тогда, кто вдохновлял, подталкивал к этому?
Определенного человека, какого-то наставника, не было. Конечно, поддерживали родители. Мой отец был военным, мы много переезжали. Наверное, меняющаяся вокруг картинка сильно впечатляла меня. Жили в Праге, в Сибири, в Йемене, а это все - цвета, запахи, впечатления. Когда мне было лет 8-9, мы какое-то время жили в Крыму, в Алупке. Там очень красивые места, и много сильных художников. Я часто гуляла возле Воронцовского дворца. Во время очередной прогулки застряла возле одного художника, он писал пейзаж маслом. Меня заворожила его работа, захотелось самой научиться. Стала пытаться делать нечто подобное акварелью, карандашами. Масло пришло гораздо позже.
Как ты относишься к критике твоих работ?
Критика существует либо когда я только обдумываю идею, либо когда работа уже написана. В самом процессе создания работы критики нет. Есть только я и картина. Когда обдумываю идею - это, скорее, самокритика. Когда работа уже готова, ну что ж, критикуйте, картина живет отдельно от меня. Своей жизнью. Если критику принимать болезненно, заниматься самоедством, от этого творчество только улетучивается.
А если кто-то приходит и "тролит", без какого-либо конструктива, как ты реагируешь? Вступаешь ли в спор, дискуссию или игнорируешь?
Абстрагируюсь, делаю вывод, что это не мой зритель. Каждый имеет право на любое свое мнение. В принципе, творчество - это что-то внутреннее, субъективное. Многое зависит от настроения зрителя. Как с фильмами, когда тебе хочется комедии, трагедия вряд ли придется по душе. Даже если она сама по себе великолепна.
К чьему мнению ты больше всего прислушиваешься? Это какой-то независимый человек или кто-то близкий?
Скорей всего, это независимый зритель. Часто близкий человек боится обидеть, огорчить, особенно когда видит все приложенные тобой усилия, поэтому не всегда скажет правду... Нет, ну это я по себе сужу - дорожу близкими, не обижаю их... Посторонних же людей не так заботят твои чувства, им легче высказывать свое мнение.
А какая оценка для тебя наиболее высокая? Может, это какое-то действие со стороны человека, эмоции на лице, либо какие-то приятные слова?
А может - еще перед картиной застыть, может расплакаться, или расхохотаться. Наверное, в комплексе. И слова, и эмоции, а если еще и заберет картину...
Есть ли у тебя какая-то особенная работа, которую ты никогда никому не продашь, не подаришь?
Нет. Жизнь - это ракета, которая движется своим конкретным путем, она "отбрасывает" ступени, потому что они уже свое отработали. Так и у меня с работами, я реактивно двигаюсь по своей траектории, работы отделяются от меня и двигаются по своей. Никто из нас не должен останавливаться, застывать в каком-то моменте. Творчество должно все время воплощаться во все новые идеи и формы. Поэтому выделять и хранить какие-то работы - значит застрять в прошлом.
У тебя много работ: натюрморты, пейзажи. А нравится ли тебе писать портреты, и каким должен быть человек, чтобы тебе захотелось его изобразить?
Портрет? Мне кажется, это что-то из прошлого. "Хит" 19-го века. Старое уже ушло, а новое не пришло. Знаете, как с бульваром. Раньше человек шел посередине улицы и раскланивался прохожим направо и налево. Сейчас только ненормальный идет по бульвару Шевченко и Леси Украинки и так приветствует всех. 21-й век - активное, динамичное время, для которого не подходит портрет как "застывшее состояние". Поэтому мне это не интересно.
А если не брать портрет, а говорить об изображении человека в каких-то определенных моментах - какой это должен быть момент, какая эмоция?
Сейчас меня интересуют разные психологические состояния человека. Его настроения, переживания, сомнения, эмоции, страхи и радости. Нравится исследовать, как человек взаимодействует с окружающим миром. В моих работах изображение человека - скорее символ определенного состояния или объект, помогающий раскрыть контекст интересующего меня состояния, явления, понятия.
Как художник, ты, наверняка, очень эмоциональный человек. В каких решениях руководствуешься чувствами, а в каких - разумом?
Чувствам есть место везде - я же живой человек. Не смотря на то, что я эмоциональна, в отношениях с семьей руководствуюсь рациональным подходом, здравым смыслом, более ответственна и, в первую, очередь думаю о том, как будет лучше и правильнее для моих близких. Хотя творчество также присутствует и в семейных отношениях.
Сколько времени занимает создание одной работы? Начиная от самой задумки и заканчивая ее полной реализацией?
Вообще, это зависит от каждой отдельно взятой работы. Иногда работа настолько затягивает, что ты не можешь от нее оторваться, пока не закончишь. А другая - требует длительной концентрации, особого настроя. Для того, чтобы работа на самом деле "вызрела", требуется весь накопленный мною опыт.
А как ты выбираешь размер холста для будущей работы?
Исключительно интуитивно. Есть идея, и я смотрю в какие рамки ее можно поместить.
Твои работы очень яркие. Как думаешь, если бы мир был черно-белым, ты бы все равно хотела писать?
Для меня, как художника, однозначно черно-белого мира нет, то есть в палитре между "черным" и "белым" существует еще множество оттенков, тонов, которые можно и хочется использовать. С помощью этих же оттенков возможно создать сам "черный" или "белый" мир.
Переживала ли творческий кризис, был ли какой-то период, когда ты не могла или не хотела писать?
Время от времени случаются перерывы, они должны быть. Для отдыха, для перезагрузки. Потому что, если зависаешь в одном состоянии, получается "мыло мыльное". Но это не кризисы, а естественная пауза, как вдох и выдох.
А когда плохое настроение, чем поднимаешь его? Необходимо побыть одной, посмотреть фильм, может, прогуляться, что-то прочитать?
Все это подходит. А прогуляться - в первую очередь. Мне нравится бродить незнакомыми улочками, особенно заграницей. При этом, я совсем не чувствую себя одной. Я становлюсь наблюдателем. Все мои органы чувств настроены на восприятие окружающего мира. Смотрю на людей, на природу, на архитектуру... "фотографирую" глазами, впитываю атмосферу, накапливаю опыт. Переживаю истории других людей. Нахожусь в поисках материала для дальнейшей работы. Потом я обрабатываю его, все лишнее уходит, что-то самое интересное остается. И когда-то из всех этих кусочков складывается пазл.
А книга может стать для тебя вдохновением?
Да, конечно. В книгах все еще намного красочнее, нежели в фильмах. Потому что не все то, что можно передать словами, передается визуально, и наоборот. Книга дает историю, знание, а ее обрамление ты додумываешь сам. По-своему представляешь черты героев, их мимику, какие-то морщинки, манеру улыбаться, двигаться. Кроме того, язык и стиль автора книги - это тоже искусство, также как в живописи.
В одном из своих интервью ты говорила, что хотела бы провести выставку в Нью-Йорке. Как бы она выглядела, представляла ли ты эту выставку?
Конечно, чтобы прийти к результату, нужно понимать, какой он должен быть. Я представляю эту выставку где-нибудь на Манхеттене. Была там несколько раз, и в это место невозможно не влюбиться. Оно всегда живое, блистательное, шумное. Конкретную галерею, конечно, еще не присмотрела. Это некое зонированное пространство, тематика работ соответствующая городу: динамика, мегаполис, жизнь "24 часа в сутки". Мне представляется много людей, все общаются, обсуждают экспозицию.
В конце ноября откроется твоя выставка в Киеве. Когда родилась идея?
Всему свое время. Это не спонтанное решение, а логический процесс развития. Когда постоянно работаешь над чем-то, то рано или поздно идея проявляется в цикл связанных работ. Тогда наступает пора их экспонирования - ведь это естественная и важная стадия жизни работ после их завершения.
Юля, как куратор проекта, расскажи нам про концепцию?
Юля: Реальность так многолика, а сад "земных наслаждений" полон как никогда раньше. Наше внимание распадается, мы распадаемся. Стремясь, в основном, лишь к результатам, мы пытаемся достичь ощущения полноты бытия. Но это чувство постоянно ускользает от нас - попытка удовлетворить свои желания чем-либо внешним ведет к разочарованию... Также и попытка насладиться искусством, как чем-то внешним, обречена на провал.
Выставка "Тотальное восприятие" - это своего рода эксперимент, направленный на исследование возможности воспринимать объект искусства тотально, всецело быть "здесь и сейчас", с работами художника.
Для этого зрителю предоставляется возможность быть максимально вовлеченным в переживание, пребывание с работой, общение с ней посредством органов чувств: звук, свет, аромат, текстура. Он подвергается эксперименту пребывания в "полноте" - среди живописных работ, объектов, света, людей. Но достигает ли зритель при этом полноты бытия, всеохватывающего опыта общения с искусством? Существует ли некое внутреннее качество, которое влияет на целостность восприятия, и дарит нам такое желанное чувство полноты существования?
А как на счет самой живописи? О чем она?
Яна: Герои моих работ находятся в состоянии поглощенности моментом либо в "пограничных" точках своего существования. Они не могут позволить себе "отсутствовать" и полностью пребывают "здесь и сейчас". Я хотела передать это ощущение тотальности, без которого, как мне кажется, работы распались бы на несвязанные фрагменты. Так же и художник во время творческого процесса переживает состояние всецелой поглощенности, для него есть только процесс творчества, созидания.
Я предлагаю зрителю некий "миф", слепок своего субъективного понимания полноты бытия. Задача же зрителя путем взаимодействия с моими работами приобрести свой неповторимый опыт.
Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!
Комментарии (1)
Класс, читал с большим удовольствием
Прокомментировать Мне нравится (0 пользователю)