Эпатажный телеведущий и историк моды Александр Васильев прилетел в Киев всего на один день с лекцией «Голливуд и мода». В интервью для Тochka.net Васильев рассказал, что в моде в ближайшие годы будет править мусульманский стиль и почему считает дизайнера Ульяну Сергеенко дилетанткой.
Вы когда-то говорили, что «доминанта в мире будет, безусловно, мусульманская. Это отразится на одежде уже в самом скором будущем». Каким образом?
Все женщины будут ходить в платках на голове, не будут носить мини, будут носить длинную одежду и скрывать свою фигуру. А мужчины будут делать, как хотят.
Вы часто даете оценку российским и украинским женщинам, их стилю. Как вы считаете, наши соотечественницы выросли в модном плане за последнее время?
Очень сильно! И российские, и украинские женщины стали значительно лучше одеваться, стали ухоженнее. Но стиль у них по-прежнему немного «бьет через край». Они одеваются, чтобы привлечь к себе внимание. Европейки так не делают.
Вы прогнозируете, что украинские женщины в будущем будут еще больше копировать стиль европеек?
Нет, они оденутся в платочки. Даже нынешние вульгарные женщины будут в платочках ходить.
В одном из своих интервью вы говорили: «Команда дизайнеров Dolce & Gabbana уже не достойна обсуждения в настоящее время. Они - модельеры прошлого, интересные в 1990-е, 2000-е. Но не сейчас». Кого из современных дизайнеров вы относите к модельерам будущего?
А вы что, с этим не согласны? Считаете, они еще кого-то интересуют? Я знаю, что они очень богаты, но не думаю, что их коллекции достойны внимания. Думаю, что самый значимый дизайнер будущего - это Кирилл Гасилин. Он из Украины, ваш харьковчанин. Сейчас работает в России. И все люди, любящие моду, одеваются только у него.
И что же выделяет Кирилла среди других?
У него особенный стиль, крой, чувство линии. Очень элегантный силуэт, без излишеств.
Продолжая разговор о российских дизайнерах. Как вы оцениваете работу другой вашей соотечественницы - Ульяны Сергеенко?
Ульяна - не популярный дизайнер, она просто богатая. Она, как я понимаю, супруга богатого мужчины, а мода для нее - только прихоть, каприз. Женщина, которая никогда не училась крою и шитью, не может вдруг стать дизайнером.
Она может купить себе Дом моды, может арендовать место для показов в Париже, нанять манекенщиц. Нет ничего особенного в том, чтобы тиражировать одежду для женщин на содержании. Мода для Ульяны Сергеенко - не глубокое увлечение, она однажды исчезнет, так же внезапно, как и возникла.
Иногда можно услышать мнение зарубежных критиков, что работы украинских дизайнеров лучше и самобытнее российских, мол, в России большинство дизайнеров - просто жены богатых мужчин.
Правильно, так и есть. Это жены богатых людей и дочери, как, например, Кира Пластинина. Эти девушки считают, что деньги делают все. Как казахская миллионерша Гога Ашкенази, которая купила старинный французский дом моды Madeleine Vionnet. Она считает, что ее деньги и та доля вкуса, которую она получила, пока живет за границей, дает ей возможность стать кутюрье.
Или белорусская манекенщица Ольга Сорокина, внезапно ставшая главой старинного французского модного дома IRFE, который принадлежал в свое время князю Феликсу и Ирине Юсуповым. Все они думают, что, не имея специального образования, могут руководить вкусами толпы. Ну, это знак XXI века, и ничего плохого в этом нет.
Вы, как историк моды, наверняка замечаете в современных коллекциях очень много заимствований. Как вы к ним относитесь?
Заимствования были всегда, они начались в XVIII веке и с тех пор не заканчивались. Вся мода построена на заимствовании. Человеческая фигура не меняется, не вырастают дополнительные руки или ноги, так что все, что можно было придумать, уже придумано.
Но как отличить плагиат от цитирования?
Это очень просто. Плагиат - это если вы посмотрели коллекцию в Милане и на следующий год сделали в Киеве нечто подобное. А цитирование - когда вы посмотрели фильм 1955 года и сделали коллекцию в этом стиле, но под новым углом зрения, с современными тканями, кроем. В моде это очень приветствуется.
Вы не считаете, что значение моды в современном мире переоценено?
Мода сейчас играет ту же роль, которую раньше играла аристократия. Раньше были балы, куда люди стремились попасть и показать свои наряды. Сегодня у нас нет аристократии, а эту сказку заменил мир моды. Бала нет, но можно пойти на показ. Нельзя попасть к королю, но можно сфотографироваться со знаменитым кутюрье или манекенщицей.
В таком случае, стоит ли так следовать моде?
Я начинаю каждую свою передачу словами «следовать моде смешно, а не следовать глупо». Конечно, лучше найти свой собственный стиль. А не заниматься исключительно копированием вещей.
Вас не обижает, что, несмотря на 31 книгу, которую вы написали, несмотря на лекции по всему миру, большинство людей вас узнают благодаря участию в программе «Модный приговор»?
Это же прекрасно, что хоть как-то знают! Простые люди же книг не читают, они варят кашу и смотрят телевизор. Телевиденье для них - окно в мир, это их библиотека, их бал. Они же не встречаются, как я позавчера в Опере Бастилии, на вечере, посвященном пятилетию кончины Ив Сен Лорана с Пьером Берже и Катрин Денев. Для них это несвершимое событие, потому что туда с улицы не берут.