Нам удалось познакомиться с легендарной грузинской художницей Русудан Петвиашвили перед открытием ее первой выставки в Киеве. Самая успешная художница Грузии рассказала, об отношениях с президентом Михаилом Саакашвили, свое место в рейтинге выдающихся людей планеты и о Пабло Пикассо.
Ваши картины ценятся за особенный символизм, которым наполнена каждая ваша работа. Скажите, может ли человек без специальной подготовки уловить все символы?
Конечно, многие символы можно расшифровать, даже не имея специального образования или подготовки. Тем более что образы в моих работах не всегда нужно понимать буквально, зависит от того, в какой картине они изображены. Ведь все работы связаны между собой, как люди в жизни. Каждая картина - маленькая история, притча. И любой посетитель выставки увидит что-то свое в каждой картине.
Вас включили в список «2000 выдающихся людей ХХ века», а президент вашей страны неоднократно называл вас своим любимым художником. Каково это - чувствовать такое признание?
Это, конечно, приятно. Но на меня это признание не действует ни хорошо, ни плохо. Ведь мнение других людей для меня не очень важно. Гораздо ценнее - то, что это нравится мне. Я люблю свое дело и не могу без этого жить.
Вы иллюстрировали две главные книги своей страны - «Евангелие от Матвея» и «Витязь в тигровой шкуре». Это большая ответственность, как вы справлялись с этим?
Когда я оформляла «Витязь в тигровой шкуре», мне было чуть больше 17 лет. Я работала над этой книгой два года, после чего она вышла в Париже. «Евангелие от Матвея» заняло еще больше времени. Три года я не делала ничего другого: не занималась собственной выставкой, даже не читала других книг, кроме Библии, чтобы не терять концентрации, не выйти из этой сферы. С утра до вечера мы сидели с группой художников в резиденции Патриарха.
- Читай: Александр Васильев: даже вульгарные украинки скоро наденут платочки и будут походить на мусульманок
Это рукописная книга, вы обучались старинным техникам?
Да, это рукописная книга, страницы, которой выполнены из телячьей кожи. Мы проходили специальную подготовку и получали специальное благословление Патриарха, прежде чем приступить к ее оформлению.
Я знаю, что вы закончили Тбилисскую государственную художественную академию, как академическое образование повлияло на вашу технику? Преподаватели не пытались навязать вам определенные рамки?
Дело в том, что я рисую с двухлетнего возраста, и в шесть лет у меня уже прошла первая персональная выставка. Так что, когда пришло время поступать в ВУЗ, в Академию меня приняли без экзаменов, после большой выставки в Тбилиси. Преподаватели с большим пониманием отнеслись ко мне, я все время была в работе и пары практически не посещала. Моей дипломной работой стала книга «Витязь в тигровой шкуре».
Насколько вообще современному художнику необходимо классическое образование? Возможно, оно мешает, или без основ, наоборот, невозможно создать ничего стоящего?
Смотря какому. Мне нравится, когда человек знает, как рисовать, а потом изменяет свой стиль со временем. Например, Пабло Пикассо, он был прекрасным академическим художником, а потом изменил свой стиль.
Михаил Саакашвили очень хвалил вашу галерею в Батуми. Расскажите о ней, как родилась идея сделать галерею-кафе?
Несмотря на то, что у меня уже была галерея в Тбилиси, мы с мужем Тимуром очень хотели сделать галерею-кафе, где можно было бы выпить чашку кофе, перекусить. Получился очень красивый формат. Воплотить эту мечту нам помог наш друг Аслан, который живет в Батуми. Он занимается ресторанной частью, а мы с мужем только картинами.
- Читай: Дарио Панизи: если в ресторане никто вас не приветствует - это плохой ресторан, бегите оттуда
Мы слышали, что Hermes предложил вам перенести некоторые ваши картины на свои знаменитые шелковые платки-каре. Вы уже выбрали картины для этого сотрудничества?
Этот проект немного приостановился сейчас. С собственником компании Hermes Бертраном Пуэшем и его супругой я познакомилась на приеме в Париже. Он увидел каталог с моими работами и сразу предложил на следующий день встретиться у них в офисе с дизайнерами. На встрече мне предложили поработать с Hermes. Сказали, что если я нарисую что-то для них, то они выпустят мою коллекцию без очереди, несмотря на то, что у них уже все коллекции расписаны на восемь лет вперед. Но я пока ничего не сделала. Но обязательно сделаю.