Мы беседуем с Марией Маерчик – кандидатом исторических наук, научным сотрудником Института народоведения НАН Украины, соучредительницей общественной организации «Центр культурно-антропологических исследований»
- Мария, чуть ли не каждый рекламный сюжет – с использованием женского тела. Мы имеем дело с глобальным сексизмом?
- Я бы не стала ставить вопрос так прямолинейно. Под понятие «сексизм» попадает далеко не вся «обнаженка». Если рекламируется купальник и женское полураздетое тело не сексуализируется, не гламуризируется, женщина не стоит в малоестественных, соблазняющих, искушающих позах с выпяченным задом и томным взглядом, а естественна, свободна, ее физические параметры не приглашают юных дев к анорексии, то о сексизме в этом случае я бы не говорила.
Я видела изумительную рекламу женских купальников, где компания чудесных женщин разного возраста – от пожилого до подросткового – гуляли морским побережьем, играя с мячом. Они все были обнажены до купальников, но эта реклама не была сексистская.
Если же женское тело задействовано в сюжете исключительно с целью повышения продаж любого товара по принципу «товар плюс баба», значит, мы имеем дело со стереотипизацией, объективизацией, с превращением женщины в товар, а следовательно - с сексизмом.
Степень раздетости женщины не всегда решающий фактор для того, чтобы определить рекламу как сексистская.
Например, в рекламе офисной мебели на столе лежит вполне одетая девушка, но в недвусмысленной позе и с «говорящим» взглядом. На первый взгляд – никакого «криминала», девушка одета. Но подсознание человека и стол, и девушку помещает в одну плоскость – плоскость товара. Нужно ли говорить о том, что это – плохо?
- Выступать в качестве товара – унизительно. Это понятно. Но, наверное, сексизм в рекламе содержит и более глубокий негатив? Например, формирование соответствующего отношения к женщине у мальчиков?
- Однозначно – да. Реклама - повсюду и, если мальчика с детства сопровождает образ женщины как товара, то стоит ли впоследствии удивляться стереотипному отношению мужчины к своей подруге?
- Какие еще подводные камни заложены в сексистской рекламе? Прослеживается ли, например, ее влияние на брак?
- Нужно понимать, что мы живем в патриархальном обществе. У патриархата есть свои визуальные приметы: например, образ слабой, нежной женщины, нуждающейся в защите, и сильного, маскулинного мужчины. К чему это приводит? Девочка, с детства «обложенная» такой информацией, рано или поздно начинает воспринимать себя как личность, априори уступающую мужчине.
Это ставит блок перед ее творческой самореализацией, заставляет ее впоследствии легко мириться с меньшей, чем у мужчины, зарплатой, допускать явное или скрытое насилие в семье и т. д. Мужчина ведь силен, ему позволено! А я слаба и неполноценна… Такова цена «картинки», демонстрируемой во многих рекламных роликах.
Но и мужчинам устои патриархального общества делают медвежью услугу. Не зря ведь мужчины живут в Украине на 12, а в отдельных регионах и на 14 лет (!) меньше женщин. Мужчины ведь не плачут! Им запрещены любые проявления слабости! Они сильны всегда и во всем. Они не нуждаются в уходе за своим телом, они не должны проявлять заботу о своем здоровье, стыдно обращаться к врачу. Итог: сильные мужчины умирают до выхода на пенсию. В этом случае мы имеем дело с тем же неравноправным положением мужчины и женщины, но с другой стороны.
- В некоторых рекламах, например, рекламе конфет «Бонжур» задействован сексуальный образ мужчины. Наконец-то мы имеем дело с уравниванием прав мужчины и женщины?
- Не совсем. Действительно, образ сексуального мужчины оказался удачным ходом c точки зрения производителя, то есть для продвижения товара, для привлечения к нему внимания. Удачным именно из-за своей незаяложености, мужчины ведь в отечественной рекламе редко представлены в такой объективирующей стилистике.
Использование эротизированого мужского тела в рекламе действительно заставляет пересмотреть некоторые тезисы теории сексизма в рекламе, поразмыслить над ними с учетом новых стилистик в рекламе. Но нужно понимать, что такой зеркальный ход с мужчинами не выстраивает обычных гендерных схем власти, он даже в некотором смысле способствует преодолению гендерных стереотипов (деполяризирует мужские и женские образы, меняя местами объект и субъект, играет стереотипами).
Однако он не способствует действительному преодолению гендерного разрыва (в зарплатах, руководящих должностях, качестве жизни). Объективизированные образы мужчин в рекламе пока большая редкость, видимо производители будут обращаться к таким образам все чаще.
-Спасибо, Мария!
Акция протеста
8 марта в Киеве в рамках кампании «Больше, чем тело» прошла акция против сексизма в рекламе. На Майдане собралось около 40 молодых девушек и парней. Они несли плакат с надписью «Больше, чем тело» и скандировали лозунги "Не продавайся за цветы - завтра станешь у плиты", "Сексизм - социальная болезнь", "Терпеть унижения нам надоело - мы больше, чем тело", "Квiти сьогоднi - рабство щодня".
Слово одному из организаторов акции (пожелавшей сохранить инкогнито):
- В сексистской рекламе женщина - не личность, а товар, "резиновая кукла", которую можно купить и использовать. Кроме того что реклама порождает конкуренцию и неравенство, наживается на нас, она еще и поддерживает гендерные роли и стереотипы. Реклама принимает участие в формировании женской и мужской социальных ролей, в которых мужчины - активные, сильные, жесткие и доминантные, а женщины - пассивные, слабые, соблазнительные и подвластные.
Реклама абсолютно не гнушается использовать сексистские образы и клише. Женское тело является ее главным "инструментом" для передачи своего послания, для продажи товаров или услуг. Таким образом, женщина сводится к телу (или его отдельным "самым сексуальным" частям), тем самым превращаясь лишь в средство для удовлетворения мужчин.
Борьба с сексизмом в рекламе - один из способов сопротивления патриархальным устоям общества, неравенству и угнетению. Прежде всего, необходимо изменять представления и образы, окружающие нас ежедневно, и тем самым менять наш образ мыслей и действий. Трансформация мышления - первый шаг к исчезновению сексизма и его проявлений.
В нашей акции приняли участие анархо-феминистский коллектив "Свободна", общественная ЛГБТ-организация "Инсайт", независимый студенческий профсоюз "Пряма дия", Антифашистское действие Украины, ЛАП, киевские свободные художницы и художники, а также ряд других активистов и небезразличных прохожих. Мы надеемся на расширение числа участников в будущих акциях.
Лучшие видео приколы на video.tochka.net - Знаменитая феминистка Стайнем работала на Playboy
А как ты относишься к использованию женского тела в рекламе?