Новая эра модных медиа

tochka.net и forbeswoman хотят познакомить своих читательниц с рассуждениями fashion-редактора и эксперта Юлии Монаковой, которые она приводит в своей еще неопубликованной книге.

Интерес к модной индустрии за последние годы настолько вырос, что популярность модных дизайнеров, главных редакторов изданий, топ-моделей, fashion-блоггеров можно сравнить разве что с успехом звезд кинематографа и зрелищного спорта.

Недавно мэр Лондона Борис Джонсон заявил, что, по его мнению, мода станет одним из самых важных секторов экономики в будущем. «В Великобритании около 900 000 людей работает в модной индустрии, а прибыль за последний год составила 49 миллиардов фунтов стерлингов. Для нас это имеет огромное значение», – сказал Джонсон. Градоначальник Нью-Йорка Билл де Блазио вторит своему лондонскому коллеге, заявляя, что в нынешних экономических условиях именно модная индустрия демонстрирует живучесть. «Нью-Йорк втрое увеличивает инвестиции в модные инициативы», – подытожил де Блазио. А годом ранее проницательный итальянский премьер-министр Маттео Ренци на открытии модной выставки Pitti Uomo во Флоренции сказал: «Моде следует стать центральной частью нашей экономики». И даже недвусмысленно пошутил, что у Стефано Риччи, директора Центра итальянской моды, борода как у Карла Маркса, что, слава богу, никак не влияет на бизнес. На это выступление моментально отреагировала международный редактор Vogue и самый известный fashion-обозреватель Сьюзи Менкес: «Об итальянской модной индустрии Ренци говорил без бумажки и выглядел человеком, глубоко знающим дело, которое в политических кругах считается легкомысленным».

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Сегодня наверняка многие политики поменяли свое отношение к «легкомысленному» бизнесу, а сама индустрия, и в частности  модная журналистика, стоит на пороге очень важных перемен и трансформаций. Если раньше эксперты говорили об этом со скепсисом, то сейчас стало понятно, что вполне возможно, в ближайшее десятилетие fashion-издания в привычном для нас формате останутся в меньшинстве. Что будет с прессой, которая пишет о моде, какими будут редактора и журналисты будущего, как медиа будут взаимодействовать с бизнесом и что получится в результате этого сотрудничества – именно эти вопросы я рассматриваю в своей книге о новой эре модных медиа.

Конечно, долгие годы такие гиганты как Vogue, Elle, Harper's Bazaar, Marie Claire, L'Officiel и другие представители качественного глянца были вне конкуренции. Даже повышенный интерес к онлайн-изданиям не смог существенно повлиять на их популярность, напротив, журналы обзавелись своими прогрессивными digital-площадками и активными социальными сетями, что поддерживало их авторитет. Но две тенденции, напрямую связанные с экономикой, изменили абсолютно все. Во-первых, экономический кризис заставил модные бренды серьезно пересмотреть свои бюджеты и сократить расходы на прямую рекламу. Во-вторых, независимые медиа стали сильно зависимыми от рекламодателей. Как результат, мы получили симбиоз рекламы и редакционных материалов.

Журналы в поисках нестандартных решений начали создавать специальные брендированные приложения с качественным контентом. Исследования показали, что к редакционному материалу читатель относится намного лояльней, чем к прямой рекламе. Например, Vogue Украина в сентябрьском номере вышли со специальным приложением, посвященным мультибрендовому магазину Sanahunt Luxury Concept Store. Получился настоящий брендированный мини-журнал, с полноценным рубрикатором. В номере даже вышло интервью с дизайнером Донателлой Версаче, а также fashion-съемка от модной команды Vogue. Такие коллаборации и проекты запускали большинство глянцевых модных изданий во всем мире, а «брендированная журналистика» стала отдельным источником прибыли для медиа и, конечно, прекрасной возможностью для самих модных ритейлеров.

Но наиболее сильным трендом развития fashion-медиа стало явление кастом-паблишинг. Проще говоря, бренды, компании и ритейлеры сами становятся издателями. Пионером в этой области считается Colors magazine – издание, больше похожее на книгу или арт-альбом, созданное в 1991 году фотографом Оивьеро Тоскани и дизайнером Тибором Калманом при поддержке популярного бренда одежды Benetton. Рекламный директор Benetton Паоло Ланди в интервью The Guardian рассказал: «Мы создали Colors, чтобы правильно преподнести философию бренда изощренному покупателю. Клиенты не реагируют так хорошо на традиционную рекламу. Colors – настоящий журнал про интересные события во всем мире, но также это прекрасный способ привлечь внимание к идеологии компании Benetton. Выпуск журнала по-прежнему стоит нам денег, но мы размещаем в нем все больше и больше рекламы, часто – наших конкурентов. Пока это не приносит прибыли, но мы рассчитываем покрыть некоторые расходы». Вслед за Benetton, люксовый шведский бренд мужской и женской одежды Acne запустил проект издания Acne Paper, для обложек которого снялись Михаил Барышников, Фрэн Лейбовиц и Ричард Серра. У издания есть свой официальный сайт, и обычно оно раскупается в первые недели после выхода. Благодаря интересному дизайну и уникальному контенту оно считается коллекционным.

Это были первые попытки брендов создать собственные модные издания, но вскоре эта практика стала повсеместной, и сегодня отсутствие у модного дома собственных медиа-ресурсов – скорее исключение из правил. Собственный печатный журнал выпускает Dior, полноценные fashion-издания выпускают лондонский универмаг Harrods, нью-йоркский Barneys, московский ЦУМ, сеть люксовых бутиков в Санкт-Петербурге BABOCHKA, украинский люксовый ритейлер Symbol; газету имени себя открыл также модельер Карл Лагерфельд, его The Karl Daily изначально существовала в печатном варианте, а потом стала доступна онлайн. В сегменте масс-маркета кастом-паблишинг развивается не менее активно, чем в люксе: идеальные примеры – журнал Topshop Magazine и газета The Event Paper бренда Stradivarius. Даже интернет-магазины модной одежды, такие как Asos и Net-a-Porter, обзавелись собственными «бумажными» СМИ. И что самое интересное, уровень материалов, съемок, обложек в кастом-паблишинг изданиях зачастую не уступает авторитетным модным журналам. В новой эре модной журналистики ритейлеры и бренды становятся медиа и завоевывают аудиторию, то есть нас, читателей. 

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Все самые яркие и интересные новости смотри на главной странице женского портала tochka.net

Forbeswoman - все для женского любопытства

Forbes Woman © Forbes Woman

Читай также