Знал ли Владимир Набоков, что выпустив в свет скандальный роман “Лолита”, писатель даст жизнь персонажу, настолько повлиявшему на массовую поп-культуру, а в особенности - на модную индустрию?
Роман “Лолита” об отношениях престарелого джентельмена и 12-летней девушки, увидевший свет в Париже в 1955 году, был встречен шквалом критики и обвинений. Британское издательство Sunday Express назвало его порнографическим и изъяло из печати, в период с 1955 книга была запрещена в ряде стран, таких как: Франция, ЮАР, Новая Зеландия, Аргентина, Англия, СССР.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
Известный своим пристрастием к детализированому письму, Набоков создал некий фантом, вышедший далеко за рамки литературы. По сути, писатель был тем, кто в средине 1950-х озвучил давно назревающий бунт нон-конформизма, а Лолита стала настоящим символом сексуальной революции. И пусть многие не вспомнят самые яркие и провокационные сцены из книги, зато образ главной героини-нимфетки культивируется и эволюционирует.
Эдва ли Набоков был родоначальником образа наивной девушки, источающей сексуальность. Художники средней руки, сделавшие жанр pin-up визитной карточокой 40-х, в равной степени прославили как дерзких соблазнительниц на открытках, так и невинных кокеток.
Однако образ Набоковской Лолиты - это гремучая смесь двух полярностей. На смену пышным формам приходит инфантильная угловатость и даже андрогинность. В то же время, такой образ дополнен первыми проявлениями сексуальности и раскрепощенности, и тут в силу вступает мода, как ключевая визуальная деталь любой эпохи.
К началу 60-х модная индустрия постепенно вышла за рамки дорогих ателье и чуть ли не впервые получила коммерческий статус. Десятки новых течений в искусстве непосредственно влияют на развитие fashion-индустрии и на пару с принтами, цитирующими Роя Лихтенштейна и Энди Уорхола, в современную моду вводится образ наивной сексуальнсоти.
Во многом на создание первого зримого образа Лолиты со времен публикации книги повлияла экранизация романа, вышедшая в прокат в 1962 году. Режиссер Стэнли Кубрик, в присущей ему манере делать реверансы любимой эпохе, создал Лолиту как образцовую нимфетку и модницу начала 60-х - 14-летняя актриса Сью Лайон дебютировала на большом экране в темных очках в форме сердец, цветочном ретробикини с завышеной талией, baby-doll- платьях и пышной шевелюрой в стиле свингующих модниц Лондона.
С появлением в модном гардеробе девушек культовой мини-юбки авторства Мэри Куант, образ нимфетки получает новое дыхание. Платья-трапеции и плисированые юбки становятся предметом модного культа, а в образ Лолиты постепенно просачиваются элементы преппи (школьная форма). Символы эпохи, такие как Твигги, Франс Галь, Эди Седжвик, Катрин Денев становятся иконами наив-стиля с цветными нарочито детскими колготками, яркими аксессуарами, бантами, кружевами, где в то же время очень четко прослеживается сексуальный посыл в виде ярко-красной помады, экстремального мини, каблуков.
Эпоха 70-х проходит под знаком экспериментов с длиной и струящимися фактурами, а открытая сексуальность становится полноценной составляющей любого fashion-движения. Элемент протеста, заложеный в первоначальном образе невинной порочности, теряет свою силу, и Лолитой данной эпохи становится дитя цветов - девушка-хиппи, где яркий гардероб аппелирует, скорее, к трайбл-тематике нежели к инфантильности. К тому же именно в 70-х Ив Сен Лоран вывел на мировой подиум женский смокинг, чтобы модная индустрия во всю заговорила о размытых рамках гендерных стилей.
Сексуальность в моде растет с образом Лолиты, и если New Wave 80-х - статичные объемы, некая искусственная красота модного движения, зародившаяся еще в конце 70-х с модой на диско, оставили в тени образ естественного наива, то “небрежный героиновый шик” и новая волна гранджевого субкультурного движения 90-х возрождает сексуальный нон-конформизм в моде, выводя на арену ключевую топ-модель того времени - Кейт Мосс.
Англичанка Мосс стала новой Твигги и Лолитой в одном лице. А со временем с легкой руки Джанни Версаче, Кельвина Кляйна и Джорджио Армани, современная нимфетка стала подчеркнуто вульгарной, что послужило зарождению практически неискореняемого китча в мире моды.
Новая надежда современной Лолиты как лица невинной сексуальности - андрогинная внешность и ирония. Такие модели, как Бинкс Уолтон, Эдди Кемпбелл, Джемма Уорд - самые востребованные манекенщицы среди молодой генерации. Девушки с лицом тинейджера и угловатой фигурой привлекают внимание новым сочетанием некой незрелой провокации. Такие модели способны демонстрировать габаритные брючные костюмы Balenciaga и прозрачные платья Tom Ford, грубые ботинки и вещи в спортивном стиле от Lacoste, сетку и облегающие фасоны от Versace.
Справедливости ради ставший классикой ретрообраз Лолиты по сей день вдохновляет известные дома моды: чего стоят полупрозрачные блузы и плиссированые мини от Saint Laurent, ультракороткие платья А-силуэта от Prada, преппи-наряды от Tommy Hilfiger. Впрочем, самое главное это то, что современная Лолита научилась адаптироваться под свою эпоху и теперь инфантильная сексуальность не обходится без элементов спортшика и урбанистического стиля - гротескные кукольные аксессуары Moschino, твидовые юбочные комплекты с кроссовками Chanel, яркие меховые жилеты Fendi, розовые стеганые курточки Louis Vuitton, прозрачные плащи Miu Miu.
Новая непосредственность - двигатель Лолиты ХХІ века. Модная индустрия нарядила ее в смешные кроссовки, панамки и кроп-топы с логотипами любимых групп из 90-х. Каким будет следующий шаг капризной нимфетки?
Все самые яркие и интересные новости смотри на главной странице женского онлайн-ресурса tochka.net.