Диана Арбус: фотограф чистой реальности

Она фотографировала людей с физическими недостатками, звезд, моделей, больных, трансвеститов и тех, кого для общества просто не существовало - этаких отбросов, о которых даже никто не вспоминал. И несмотря на то, кто оказывался в ее кадре, общим был взгляд - потерянный, испуганный, таинственный и отдаленный. Ей удавалось вызвать в человеке необъяснимую эмоцию, уловить ее и попрощаться. Она ожидала большего, требовала от себя невероятного, продолжала искать того, кто успокоит ее глубокую душу, пока все не закончилось.

Диана Арбус, фотограф, чей посмертно выпущенный журналом Aperture каталог работ является самым раскупаемым в истории фотографии, родилась в Нью-Йорке 90 лет назад - 14 марта 1923 года. Ее родители носили фамилию Немеров и были русскими евреями, эмигрировавшими в Америку.

© wikipedia.org

В семье каждый заботился сам о себе - отец круглосуточно работал в собственном магазине Russeks, где продавали мех и одежду - подделки известных дизайнеров. Мать же постоянно «висела» на телефоне и ходила на шоппинг. Так старший брат, в будущем известный поэт Говард Немеров, Диана и младшая сестра Рене стали друг для друга самыми близкими людьми. Их воспитывали в достатке и заботе, но не родители, а гувернантки.

С раннего детства Диана проявляла твердый характер и тягу к искусству. Возможно, в силу своих талантов или же по причине избалованности, но уже в 13 лет девушка заявила о том, что собирается выйти замуж за Аллана Арбуса -  многообещающего актера, который в будущем бросил свои стремления ради их семьи. Браку судилось свершиться против воли родителей только в 1941 году - спустя 5 лет, когда Диане исполнилось 18. Арбусы родили двух дочерей - Доон и Эми. По сей день Эми продолжает дело матери и фотографирует в абсолютно схожем стиле.

© wikipedia.org

Аллан увлекался фотографией и, включив предпринимательскую жилку, решил открыть салон. Диана, попав под влияние мужа, с интересом восприняла затею. Так в Нью-Йорке появилась студия «Diane & Allan Arbus», в которой преимущественно работали с фешн-съемкой. Интересно, что чета Арбус всегда подходила к заказу неформально, им удавалось переубедить каждого в своей правоте. Они вносили в индустрию что-то новое и необычное, чем привлекали внимание лучших модных журналов того времени. Аллан занимался технической стороной съемки, Диана - художественной, все шло хорошо, но ей этого было мало.

Собственно говоря, Диана всегда стремилась к совершенству и была недовольна своими работами, продолжала самокопание и самопоиски. Это и послужило стимулом к изменению темы и стиля жизни женщины - в конце 50-х она познакомилась с Лизеттой Модел, австрийским фотографом, которая увлекалась социальной и ночной съемкой. Новая подруга предложила Диане фотографировать все экстремальное, и тут понеслось.

© diane-arbus-photography.com

Диана Арбус развелась с мужем и с головой окунулась в неформатную съемку. Она фотографировала для журналов, чтобы заработать деньги, и «для себя», чтобы увидеть в мире что-то новое. Но были ли новыми те, кто представал перед ее камерой? Диана металась в поисках людей с физическими отклонениями, больных, инвалидов, отбросов общества, трансвеститов и всевозможных неоднозначных личностей. И каждый из них представал перед зрителем в привычной атмосфере, но с взглядом, пронизывающим насквозь и разрушающим личный баланс. Казалось, в этом взгляде сама Диана - потерянная в себе и такая откровенная.

Ничего удивительного, что постоянно сталкиваясь с изъянами мира и тягой к перфекционизму, Диана Арбус все чаще уходила в себя и страдала от постоянной депрессии. В конце концов, она по собственной воле ушла из жизни на пике своей славы в возрасте 48 лет. Осталась память, взгляды на снимках и величайший вклад в историю фотографии, ведь она была первой, кто показал не нарисованный глянец, а чистую реальность.


 

Читай также