TOCHKA.NET и forbeswoman объяснят, почему это важно.
В сентябре сотрудники французской авиакомпании Air France объявили забастовку. Поскольку пилоты в течение недели отказывались выходить на работу, компания отменила половину рейсов. Отсутствие понимания между сотрудниками и руководством обошлось Air France в 350 млн. евро прямых убытков. Акции компании упали на 2,53%, а количество пассажиров сократилось на 16%.
Среди потока политических новостей и сводок из зоны АТО, эта новость осталась у нас практически незамеченной. И очень зря. Ведь это – первый звоночек, который должен, да просто обязан был услышать украинский бизнес.
Французские пилоты путем протеста выражали свое несогласие со стратегическим планом развития компании до 2020 года. Он предусматривал сокращение расходов за счет сокращения окладов. Любой человек, мыслящий категориями финансов, прекрасно понимает, что во время кризиса, который, к слову, уже давно переживают крупные перевозчики под давлением лоукостеров, у компании есть два пути выживания: сокращение штата или сокращение расходов. Проще говоря, или все сотрудники лишаются части доходов, но при этом сохраняют рабочие места, или получают дополнительную нагрузку (работа коллег, которых уволили), но сохраняют ставку. Любое из этих решений очевидно и естественно, если понятны первичные факторы его принятия. Осмелюсь предположить, если бы руководство Air France обосновало сотрудникам свое решение, количество недовольных было бы в разы меньшим, и компания, которая стремится к экономии, не потеряла бы несколько десятков миллионов.
А теперь проведем параллель. Сотрудники многих ли украинских компаний понимают, что их ждет в 2020 году? Многие ли могут объяснить происходящие изменения в компании? Беда украинского бизнеса в том, что мы не привыкли разговаривать. Обсуждение – ключ к пониманию. Чтобы далеко не уходить, откройте соц.сети и посчитайте количество недовольных комментариев относительно решений президента. Мы упрекаем Порошенка за скрытность – мол, о чем-то там договорился, что-то там решил, а народ просто поставил перед фактом. Так вот, это не специально избранная тактика. Это – банальная привычка украинского бизнесмена. Не важно, какой у бизнеса годовой оборот – миллион или миллиард. Собственники компаний не отчитываются о своих решениях перед подчиненными. Это наша, украинская, особенность. Вернее, советская. Партрешения «спускались» сверху, для выполнения, а не для коллективного обсуждения. Много ли с той поры изменилось?
Кризис, не кризис, неизменным остается одно – бизнес требует диалога. Диалога с инвесторами, подрядчиками, клиентами, подчиненными. В международных компаниях процесс обмена информацией между разными подразделениями – это норма. Точно так же, как и обсуждение общих целей (а в рамках компании по-другому и быть не может). Возможно ли, чтобы глобальная цель компании не совпадала с промежуточными целями отдельно взятого отдела? И может ли этот отел достичь поставленной цели, если каждый отдельный сотрудник не будет понимать ожидания и разделять планы компании? Вывод – все должны следовать общей цели. Еще один вывод – эту цель нужно правильно аргументировать. В этой связи сразу возникает вопрос: способны ли все сотрудники понять решения управленческого аппарата? Тут дело не в том, что кто-то более смышленый или имеет лучшее образование. Дело в том, что мы мыслим разными категориями. Финансовый директор видит затраты и доходы. Продажнику все равно, что маркетинговый отдел предлагает новую упаковку, если это повысит стоимость товара и тем самым усложнит его сбыт. Перед CEO стоит задача удержать на плаву компанию и защитить предложение перед акционерами. В компаниях, чья деятельность связана с творчеством, мискоммуникация часто возникает между креативными отделами и финансовыми. В этом случае перед руководителем стоит задача найти золотую середину и обосновать целесообразность требований каждой стороны. Чтобы все эти люди понимали друг друга, нужны общие, понятные каждому слова. Иначе проект (страна, бизнес, предприятие) превратится в Вавилонскую башню..
Лично я сторонник обсуждений. На этапе принятия решения важно услышать все мнения и максимально учесть все рациональные пожелания. Пока решение не принято, у всех есть право обратиться за разъяснениями или предложить свою идею. Но после принятия решения будьте добры его выполнять. Иначе обсуждения затянутся на неопределенный срок. И однажды мы опомнимся и поймем, что уже давно ничего не производим, а все это время топчемся на месте, обсуждая дальнейшие планы.
Не важно, о каком проекте идет речь – компания, это, по сути, маленькое государство. Или, если хотите, государство – это большая группа компаний с портфелем брендов для каждой. Если нужно принять решение – обсуждайте. Говорите до тех пор, пока всем не будет понятно: что, зачем, как и когда делаем. Но помните: любая дискуссия должна закончиться принятием решения. Иначе это уже не обсуждение, а пожизненное участие в программе Шустер Live.
Возвращаясь к «тактике» президента: его нежелание говорить можно понять. В огромной стране, где гибнут люди, где не доверяют власти и органам правопорядка, где одни приватизируют заводы, а другие живут месяц на прожиточный минимум, любая инициатива вызовет волну недовольств. Только пути другого нет. Мы все ждем, чтобы с нами поговорили. Но мы также должны помнить, что некоторые дискуссии должны начинаться с нас самих. И не важно, что обсуждать – будущее страны или стратегию компании на ближайшие 10 лет.
Все самые яркие и интересные новости смотри на главной странице женского портала TOCHKA.NET
Forbeswoman - ответы на вопросы, которые интересуют женщин.