Международный день феминизма отмечают 30 мая. По случаю праздника рассказываем лишь об одном из аспектов, препятствующих женскому движению.
Слатшейминг, эйджизм, сомнение в том, что женщина заработала умом, а не ртом (или чем там еще обычно зарабатывают) — все больше и больше женщин с каждым годом сталкиваются с проблемами куда более травматичными для психического здоровья, чем отсутствие возможности носить юбку. Все больше женщин слышат о том, что ни миру, ни женщинам вовсе не нужен феминизм. И вправду, женщинам, скорее, нужно договориться с другими женщинами.
Виной всему понятие распространенное, но относительно нераскрытое — женская мизогиния.
- Немного теории (но нескучной)
Прежде чем говорить о каких-либо понятиях и терминах, по которым успело потоптаться время и разное трактование, стоит выяснить значение слова в самом надежном источнике, которому доверяет среднестатистический пользователь в интернете. И надежнее, чем первая ссылка в Google, только ссылка на Оксфордский словарь (на минуточку, главный исторический словарь английского языка).
Итак, феминизм. Происходит от латинского слова “femina”, что в переводе значит женщина. Расшифровываеся значение термина “феминизм” не как “сборище недотраханных баб”, не как “та неадекватные какие-то, кто их там не уважает” и даже не как “мужики в юбках”. Все намного проще и легче.
Феминизм — это женское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами.Краткий экскурс в историю для того, чтобы мы знали полную картину
(спокойно, здесь реально коротко и без имен)
В феминизме было целых три волны (ни одна из них не включает голые протесты Femen, о которых у всех сложилось не очень однозначное мнение).
- Первая волна — суфражистки. За что боролись: равноправие женщин в правах собственности, браке, в свободном выборе профессии, получении полноценного образования и за возможность голосовать на выборах.
Хотели - получили? Так, да не так. Патриархальная система царила во всех сферах жизни слишком долго, а потому получив право выбирать и отбирать при разводах им все еще нужны были принятие и защита.
- Вторая волна — философия и литература. Тут будет имя (но одно, правда) - ключевая фигура этого времени Симона де Бовуар. Французская писательница написала философский труд про угнетения женщин, чем дала толчок ко второй волне феминизма.
За что боролись: за то, чтобы женщин воспринимали как равных себе, а не как второсортных членов общества.
"Женщины — не слабый пол, слабый пол — это гнилые доски"- Третья волна — раскрепощение и сексуальность. В начале 1990-х годов в США начался еще один важный процесс, благодаря которому в песнях Майли Сайрус сейчас так много принятия своей сексуальности и просьб не называть ее “ангелочком”.
Там еще много всего о политике, принятии не только белых цисгендерных женщин и расширении обозначения “женственности”, но для подробного изучения вопроса среднестатистический уверенный пользователь ПК может сходить в Google, мы и так немного увлеклись.
- “Мужика бы тебе, хорошего, знаешь”
Пока одни женщины были заняты борьбой за возможность говорить и быть услышанными (у некоторых, кстати, очень хорошо получалось — летали в космос; получали премии, носящие фамилию известного химика; становились лучшими политиками; добивались повышения зарплат, путем становления лучшим сотрудником, а не крича про неравенство зарплат), другие просто советовали им найти нормального мужика.
Так и появилась проблема, куда серьезнее, чем оппозиция в мужском обличии. Сестринство, которое должно было выступать в общности, раскололось об нежелание ассоциироваться с агрессивными и неуравновешенными тетками (которыми, отчего-то, миру представляются некоторые феминистки). Одни кричали “подпиши стамбульскую конвенцию”, другие спрашивали, мол, “а что ты сделала, чтобы он тебя не бил?”.
Сложно отвлекаться на проблему вражды между женщинами, когда боишься физического или сексуального насилия, жертвами которого становится каждая из твоих подруг: в школе, когда ее не сформировавшееся тело облапывает какой-то из одноклассников; в парке, когда она бегает, а он мастурбирует под деревом; в баре, когда вызывает убер, а на ее колено уже положил руку (и большие надежды) самый неприятный персонаж вечера; в лифте собственного подъезда, когда заходит не с тем парнем, который непременно позовет ее, как кошку “кс-кс”, а потом спросит, что же с ней не так.
Но потом ты вдруг понимаешь, что все неспроста.
- Так вот, о женской мизогинии
Сам термин подразумевает под собой ненависть к женщинам и не утверждает, что этими женоненавистниками могу быть только мужчины.
Существует и вражда между самими женщинами, которые не уважают других женщин и поддерживают мизогинные стереотипы о том, что:
- “все бабы — тупые и неинтересные”;
- “телочки с такой внешностью — насосали на квартиру/машину”
- и мое любимое — “мне всегда было интереснее поговорить с мужиком” (из уст женщины, конечно).
Странно, но даже в детских стихотворениях Агнии Барто можно найти предпосылки к женской мизогинии (но те, кто ищут, ведь всегда находят — да?). Хорошо, что писательница эту мизогинию осуждает.
До тех пор, пока мы не можем договориться между собой, защищать друг друга и принять разность:
- общества;
- основных желаний людей вокруг;
- других женщин;
- самих себя
и осуждаем, высмеиваем, считаем женщин:
- слишком старыми для мини;
- слишком молодыми для должности;
- слишком красивыми для ума;
- просто слишком хоть в чем-либо
— мы создаем препятствия.
Нет ничего прекраснее, чем зайти однажды в помещение с одними лишь женщинами и увидеть в каждой из них не потенциальную угрозу для своей самооценки и оппозицию к любому из твоих устоев, а просто другую женщину, которая сама решает, к чему ей стремиться и как жить. И (если эта волна не занята) загадать, чтобы она стала четвертой по счету.
Кстати, треть мирового богатства принадлежит женщинам и мы знаем, где эти женщины живут.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: