В Украине пока царит относительное коронавирусное затишье. Но, увы, уже скоро оно закончится, и нас ждет серьезный "шторм". Есть ли свет в конце этого тоннеля и когда все-таки ждать окончания пандемии? Как часто нам придется прививаться от COVID-19? На эти и другие важные вопросы о коронавирусе нам ответил эксперт - вирусолог, академик Владимир Павлович Широбоков.
— Владимир Павлович, сейчас в Украине ситуация с коронавирусом относительно спокойная. Всего две области находится в оранжевой зоне. В то время как в Европе, США бушует настоящая коронавирусная буря. Придет ли она и в Украину?
— Неминуемо придет. Не стоит думать, что нас пронесет. Я абсолютно согласен и с министром здравоохранения Виктором Ляшко, и с главным санитарным врачом Игорем Кузиным, которые утверждают, что в конце января нас ждет очередная волна.
— Существует мнение, что она будет гораздо сильнее, чем осенняя. Вы с этим согласны?
— По интенсивности заражения она будет гораздо сильнее. И тому есть несколько объяснений. Во-первых, у нас всего 50 процентов населения вакцинировано хотя бы одной дозой вакцины против COVID-19. Для сравнения в США вакцинированных 70%, а сейчас там заболевает по миллиону человек в день. Во-вторых, штамм "Дельта" еще не ушел, а "Омикрон" уже пришел в Украину. Так что будет циркулировать два штамма, что тоже негативно скажется на общей ситуации с заболеваемостью.
— В Украине 9 января разрешили введение бустерной дозы через 6 месяцев после вакцинации второй дозой вакцины против COVID-19. В Израиле уже разрешена четвертая доза. Скажите, пожалуйста, не может ли со временем из-за такого частого введения препарата развиться невосприимчивость к его компонентам?
— Действительно, если вводятся очень большие дозы какого-то вещества, то к нему может возникнуть иммунологическая толерантность. Но в вакцинных препаратах нет таких доз, поэтому этого не стоит бояться.
— А как вы считаете, нам постоянно придется делать прививку от коронавируса каждые полгода?
— Сейчас частят, потому что интенсивно меняется вирус. Но это не будет происходить постоянно. Со временем интенсивность мутаций снизится, и вакцинация от коронавируса будет, думаю, как при гриппе, — раз в год.
— Не секрет, что в Украине утилизируется большое количество антикоронавирусных вакцин. У одних закончился срок годности. А другие просто выливаются из-за процветания поддельных ковид-сертификатов. И сейчас многие задаются вопросом: а что будет, если вот этот мРНК—материал "покушают" разные бактерии, амебы? Возможно, это станет предпосылкой для создания нового "биологического оружия"?
— Думаю, что генетические элементы, содержащиеся в вакцинах, которые попадают во внешнюю среду, не будут восприняты. Потому что у всех видов живых организмов существует очень мощная система разрушения чужеродной генетической информации. И она есть даже у амеб и бактерий.
— Недавно глава Всемирной организации здравоохранения Тедрас Адханом Гебрейесус спрогнозировал, что пандемия коронавируса завершится в 2022 году. При условии, что не будет несправедливости и неравенства при распределении вакцин среди стран. Владимир Павлович, Ваше мнение, когда это все закончится?
— Есть такое понятие, как "историзм инфекции". Суть его заключается в том, что у каждой инфекции есть свое историческое начало, развитие и окончание.
Начало характеризируется остротой. Фаза развития — тем, что уравновешивается число смертей и число инфицированных. В конечном итоге все идет к тому, что уменьшается патогенность возбудителя, интенсивность его разрушительного воздействия на организм. Например, "Омикрон" значительно слабее штамма "Дельта". Следующие мутанты, хочется надеяться, будут еще менее агрессивны.
— К тому же, скоро должно появиться лекарство против COVID-19.
— Да, компания Pfizer заявила, что в марте выпустит лекарство с 90-процентной эффективностью против коронавируса. Изучаются и другие противовирусные препараты. Это спасет многие жизни, но вряд ли положит конец коронавирусной эпохе.
Меня тревожит тот факт, что SARS-CoV-2 перебрасывается на животный мир. В организмах животных могут возникать новые мутанты, которые могут вновь переходить на человека. Вот это серьезная проблема, для решения которой нужен комплексный подход. Кроме того, доказано, что вирус может длительное время (несколько месяцев) сохраняться в организме человека после перенесения заболевания, а у 40—50% инфицированных протекает бессимптомно.
Учитывая это, сложно давать какие-то конкретные прогнозы, когда закончится пандемия. Но можно с уверенностью сказать, что сейчас она идет не по пути крещендо, а по пути декрещендо — ее сила постепенно уменьшается.
Недавно мы сообщали, что нужно знать о распространении "Омикрон"
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: