РПП или расстройство пищевого поведения — это не просто сюжет из "Доктора Хауса" или история об одной соседке твоей подруги, которая мало ела. Это настоящая серьёзная проблема, которая может стать даже причиной смерти. Мы попросили психотерапевта-психоаналитика Анастасию Гебдовскую помочь разобраться со всеми вопросами, которые возникают вокруг темы РПП.
Что такое расстройство пищевого поведения и каким оно бывает?
Расстройство приёма пищи или расстройство пищевого поведения — это поведенческие синдромы, которые связаны с нарушениями в приёме еды. К ним относят нервную анорексию, булимию, компульсивные переедания и другие расстройства.
Нервная анорексия — это преднамеренное и непреднамеренное снижение веса, которое вызывает сам человек. Недоедание, а то и вовсе отказ от приёма пищи.
Нервная булимия — это расстройство, при котором происходят регулярные приступы переедания. После них наступает чувство вины и провоцирование рвоты или приём слабительного.
Компульсивное переедание — это неконтролируемое переедание, которое чаще всего является реакцией на серьёзный дистресс.
Существует также множество других пищевых расстройств, как поедание несъедобного или расстройство избирательного питания (наблюдается часто в последнее время, когда люди панически боятся глютена или лактозы, хотя у них не обнаружена непереносимость).
Какие основные причины расстройства пищевого поведения?
Исследователи и психологи выделяют несколько причин возникновения пищевых расстройств.
Желание контролировать
Это может показаться странным, но одна из ключевых причин — потребность в контроле, а вовсе не неприятие своего тела. Исследование людей с анорексией показало, что около 20% совершенно не интересовались своим весом и формами. Основная часть испытуемых пытались справиться с негативными эмоциями через контроль питания. Потеря близких, переезд, развод родителей… Терять контроль над жизнью страшно, и именно еда в таких случаях выступает иллюзией того, что контроль возвращён.
Уход от негативных эмоций
Повышенное беспокойство из-за потенциальной опасности, личного провала, навязчивые мысли о своих страхах тоже могут стать причиной РПП. В этом случае еда просто отвлекает, успокаивает, даёт ощущение надёжности.
В случае пищевой зависимости реперная точка, вызывающая неудовлетворение, обычно не само переедание, а последующие за ним переживания. В процессе цикл, включающий переедание, вырисовывается следующим образом. 1. Ситуация. 2. Эмоция/группа эмоциональных переживаний как реакция на ситуацию. Как вариант: злость, ненависть, отвращение (неосознаваемые или частично осознаваемые). 3. Неконтролируемое поглощение пищи. В случае булимии — вызывание рвоты. 4. Эмоция/группа эмоций. Как вариант: вина, аутоагрессия (угрызения, самобичевание, самонаказание), стыд, ненависть и отвращение к себе (к телу, его весу, формам, в частности). Очевидно, что еда здесь – способ справиться с каким-то переживанием. Получается, после определенного рода ситуации я испытываю гамму чувств, которую, желая успокоиться, заглушаю с помощью еды. Чувства при этом адресата не достигают, они остаются во мне. А после акта поглощения еды они трансформируются и теперь они направлены на меня. Здесь, в связи с другим (значимым человеком), где "что-то происходит – я чувствую – каким-то способом это выражаю – что-то в ответ получаю…" из-за невозможности чувственно-эмоционального обмена, какие-то этапы коммуникации выпадают и завязываются на еду. У меня теперь с едой отношения.
Социальное давление и неприятие себя
Несмотря на популяризацию бодипозитива, в нашей культуре быть успешным и красивым — значит быть стройным. Тяга к популярности среди сверстников у подростков может провоцировать первые попытки начать худеть. Неприятие своего тела могут спровоцировать и родители — если в детстве девочка наблюдала за постоянно худеющей мамой или родители заставляли сбрасывать вес.
С точки зрения психоанализа, на предпосылки возникновения анорексии у девочки (для мальчиков это несвойственно) может влиять определенный тип отношений мать-ребенок. Это происходит в подростковом возрасте, когда начинают буйствовать гормоны. Девочка растёт, замечает намёки на округлости. Отказ от еды может реализовать бессознательные страхи: стать женщиной (что значит округлиться) и конкурировать (как этап пубертата) с мамой, или страх взрослеть. Какие причины стоят за этим психическим выбором и разбирается пси-специалист.
Перфекционизм
Невинное стремление быть лучше и во всём достигать совершенства может перерасти в постоянный невроз. А совершенство никогда и не может быть достигнуто, потому что перфекционизм — это ощущение, что ты всегда недостаточно хорош. Если человек со склонностью к перфекционизму попробует диету или контролировать питание, это также может привести к РПП. Подсчёт калорий, одержимость фитнесом, постоянные замеры веса и объёмов — это сферы, в которых постоянно можно получать позитивное подкрепление. И на эту "иглу одобрения" перфекционисты подсаживаются легче всего.
Существует также теория о генетической предрасположенности к РПП, в частности "ген анорексии", но подтверждённых исследований нам найти не удалось.
Симптомы РПП: на что обратить внимание
Если ты или твои близкие начали наблюдать у себя тревожные симптомы, связанные с пищевым поведением, лучше всего сразу обратиться к грамотному психотерапевту. Также существуют горячие линии в твоём городе, куда можно обратиться за предварительной консультацией.
Какие симптомы могут сигнализировать об РПП:
Чувство потери контроля во время еды
Вина, стыд или грусть из-за предпочтений в еде
Навязчивое желание есть, даже когда нет чувства голода
Восприятие себя некрасивой, толстой, сильный страх перед набором веса
Потребность в изнурительных физических упражнениях, слабительном или вызывании рвоты после еды, чтобы избавиться от калорий
Любые сильные эмоции, связанные с питанием и фигурой
Устойчивое отклонение в весе на 10% и более в ту или иную сторону говорит о том, что какой-то внутренний регулятор не работает, или произошел сбой, требующий нашего внимания. Также следует не пропустить появившуюся зацикленность на весе, которая приводит к постоянному пересмотру что/когда съесть/не съесть с характерным увеличивающимся списком ограничений в еде. Твои отношения с едой начались.
Как РПП лечат сегодня? К кому обратиться с проблемой?
Чаще всего при анорексии, булимии и конвульсивном переедании сочетают работу психиатра и психотерапевта. Психиатр помогает медикаментозными препаратами (противотревожные, антидепрессанты), а психотерапевт работает с мышлением — учит осознавать свои чувства, регулировать состояние и разбирать внутренние проблемы.
РПП относится к расстройствам психогенного характера, что значит имеет психический генезис (происхождение). То есть для работы с корневой проблематикой необходима работа с психотерапевтом. Медицинский подход, насколько я знаю, в работе с РПП применим в случае преувеличения допустимого индекса веса при анорексии. Также отмечу, что при переедании со временем приводят к списку сопутствующих заболеваний. Это, в свою очередь, приводит к врачам. Работа с психотерапевтом отличается от традиционного медикаментозного курса лечения, так как подходы у специалистов по работе с телом и психикой разные. Для последовательных устойчивых внутренних изменений, которые со временем отразятся и вовне, требуется высокая заинтересованность в изменениях и готовность к длительному сотрудничеству. Зачастую небольшие перемены можно отследить в себе уже после нескольких месяцев работы. Но, чтобы то, что было частью меня, и то, что одновременно родное и разрушающее, стало не актуальным, нужно время.
В чем сложность работы с РПП? Почему не работает совет "просто начни нормально есть"?
Психотерапевты отмечают, что в работе с этим расстройством есть сложности, потому что в нашем обществе нарушенное пищевое поведение — это нормально. Худеть к лету, сбрасывать вес для нового платья, всё время "держать себя в узде" и чувствовать вину за два пончика вместо одного. А информации о РПП мало, поэтому многие даже не подозревают, что у них может быть что-то не так и нужна помощь.
Если бы суть проблемы в РПП заключалась в дисциплинирующем подходе "есть — не есть", "нормально — много/мало", вопрос бы действительно решался диетой и контролем. Но, как я уже писала, еда в случае РПП несет еще эмоциональную функцию: успокаивающую, поощряющую, наказывающую, в каждом индивидуальном случае поддерживая своей сопровождающий комплекс психических представлений. Можно на время себя уговорить, замотивировать, договориться, но внутренние (бессознательные) структурные комплексы, лишь частично осознаваемы. А все доводы и аргументы (нужно похудеть, правильно питаться, изменить режим, нужно для здоровья и т.п.) обращаются именно к сознательной части. Когда в основе проблематики лежит комплекс бессознательных связей, имеющие свои пока неосознаваемые причины и мотивы, именно с ним и нужно работать.
Уверена, что каждый знающий не понаслышке что такое РПП, имеет разный опыт участия в программах похудения или детокса, приема "волшебных" препаратов для похудения. И знает и про слишком короткий "успех" этих достижений, и про срывы, и про то, что происходит и переживается в последействии этого "успеха". Как и знает, что РПП родом из психической истории, с которой без пси-специалиста сложно подобраться. Но это не исключает, что при желании можно самостоятельно проследить те этапы, предшествующие перееданию. И, отследив связь эмоции, влияющей на "жор", возможно удастся найти другие подходы с ней справиться. Например, пойти побегать, попрыгать, напиться воды. Но, предполагаю, что это будет иметь временный эффект. Ключевой момент — в психотерапии есть возможность не только изменить свою реакцию, а и глубоко разобраться со своей позицией в ранних отношениях, которая приводит к такому типу реагирования и неудовлетворяющим последствиям.
Комментарии