Печать на ткани – далеко не новый способ украшения одежды; на самом деле он существует достаточно давно. Конечно, за годы научно-технического прогресса методы нанесения изображений на ткань в значительной степени изменились, однако текстильная печать действительно древнее искусство.
Свое начало она берёт с XVIII века до н. э. из Вавилонии. В свою очередь, в начале III века н. э. в Древнем Китае использовали технику "набойки" краски на шелковую ткань, которую называли "жаньсе". Впоследствии изобретение китайцев попало на Ближний Восток и Египет под правлением Римской Империи. В Европе же этот метод более известен под названием "ксилография".
В начале XVII века, вместе с отладкой больших поставок ситеца в Англию Ост-Индийской компанией, возникла острая потребность в открытии большого количества мануфактур по его декорированию. С началом Промышленной революции текстильная печать стала механизированной, поскольку была разработана цилиндрическая печать.
Современность подарила нам первые принтеры для печати на бумаге, а затем и текстильные принтеры, предназначенные для печати на тканях и для нанесения рисунка на натуральные материалы. Текстильная промышленность сделала большой шаг вперед в цифровой печати. Одними из наиболее перспективных разработок текстильной промышленности являются принтеры с прямой и сублимационной печатью. Прямая печать подразумевает нанесение принта на готовую продукцию (футболку, шоппер и т. п. ) или сразу на ткань, что позволяет быстро и удобно создавать неповторимые образы с исключительными принтами. В промышленных масштабах широко используется сублимационная печать, предусматривающая нанесение принта на специальную бумагу, которая впоследствии под действием температуры переносится на ткань.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
эксперт по цифровым широкоформатным принтерам для печати на ткани и старший менеджер "Представительства Epson Europe B.V."
Популярность цифровой печати на ткани обусловлена универсальностью решений Epson, которые позволяют печатать сплошные метражи, лекала для кроя, или просто индивидуальную повседневную одежду.
Примечательно, что цифровая печать имеет низкий порог входа в бизнес. Это достигается благодаря: оптимальной стоимости новейших технологий печати, скорости процесса (например, всего 28 секунд для изображения формата А4 на цифровых футболочных принтерах), невысокой себестоимости печати квадратного метра ткани, долговечности и экологичности принта. В частности, цифровая печать позволяет формировать индивидуальный подход к партиям печати, оптимизируя тираж под необходимый заказ. К примеру, дизайнеру необязательно заказывать сразу большую партию одежды, у него есть возможность попытаться "запринтовать" небольшой тираж, а после фидбека от клиентов — запустить или не запустить ту или иную линейку одежды; то есть происходит существенная экономия на остатках. Расходы на логистику также существенно уменьшаются: исчезает необходимость в покупке уже готовых тканей с необходимым заграничным принтом, достаточно купить качественную белую ткань. Поэтому окупаемость инвестиций такого решения составляет от 1 до 3 лет (в зависимости от объемов печати). Основное требование к сублимационной технологии печати – печать на тканях с содержанием полиэстера, а для прямой печати – содержание хлопка. Сегодня существуют мощные промышленные решения, такие как индустриальный принтер Epson Monna Lisa, позволяющие производить принтованную одежду промышленным способом на широком спектре тканей (шелке, хлопке, льне, синтетических тканях).
Вместе с тем одним из ключевых преимуществ новейшего цифрового оборудования для печати является уменьшение негативного влияния на окружающую среду. На fashion-индустрию приходится 10% выбросов всего продуцируемого и 20% всей загрязненной производствами воды. Экологичность современного цифрового оборудования позволяет снизить выбросы углерода со 139 до 86 кг и объемы использования воды на 27%. К тому же технологии печати компании, в частности чернил UltraChrome DS, сертифицированные по стандарту Oeko-Tex Standard 100 Class 1, свидетельствуют об их безопасности для здоровья пользователей.
За долгий период развития человечество изобрело множество орнаментов и принтов, вместе с которыми эволюционировали и развивались технологии их нанесения. Современность подарила нам первые принтеры для печати на бумаге, а затем и текстильные принтеры, предназначенные для печати на тканях. Сегодня печатные принты повсеместно представлены как в коллекциях известных дизайнеров (в том числе и начинающих), так и в обычной повседневной одежде. Однако, несмотря на то, что все мы привыкли к обыденной одежде украшенной разнообразием принтов, мало кому известно, что каждый из них имеет свою интересную историю.
Геометрические принтыКлетка – один из классических принтов, который у большинства людей ассоциируется с домашним уютом. Однако мало кто знает, что данный вид принта имеет несколько разновидностей.
- Клетчатый принт "Виши" уже несколько сезонов не теряет своей трендовости. Небольшая двухцветная клетка в начале своего существования в основном использовалась на постельных принадлежностях, скатертях, салфетках и в качестве мебельного покрытия. Укорененный стиль сменил французский модельер Жак Эстерель, использовав "Виши" в свадебном платье Бриджит Бардо в 1989 году. Сегодня же модельеры используют такую клетку преимущественно в летних коллекциях.
- Принт "Пье-де-пуль", или гусиные лапки, буквально завоевал умы модельеров и ценителей моды после выхода ленты "Завтрак у Тиффани", в котором звезда 60-х Одри Хепберн появилась в наряде с этим принтом. Однако соответствующая клетка существовала задолго до появления кинематографа, ведь обитатели шотландских верховин изобрели это сочетание еще в XII веке.
Интересный факт: все штаны шеф-поваров в ресторанах Лондона делают именно из ткани с этим принтом. - Не менее популярный орнамент "Горошек", также известный под названием Polka Dot, приобрел максимальную популярность в 50-х годах прошлого века. Однако первым его появлением считается фотография 1865 года, на которой изображена женщина в блузке с этим принтом. Polka Dot регулярно возвращается на ткани модной одежды – бум на "горошек" четко прослеживался в 70-х, 80-х и начале нулевых.
- Закрывает тему геометрических принтов "полоска", которая при всей своей простоте имеет далеко не простую историю. В своей книге "Дьявольская материя, или История полосок и полосатых тканей" французский писатель Мишель Паустро описывает историю появления полосатой одежды, основываясь на искусстве, литературе, традициях и иконографии. Как оказалось, в средневековой Франции украшение полосками одежды буквально предусматривалось законодательством для проституток, преступников, палачей, шутов, уличных артистов и других персон, которые, по мнению средневековых законотворцев, не вписывались в устоявшиеся социальные нормы.
Несомненно, найдется довольно немного женщин, не любящих цветы. Они всегда были символом эстетики, изящества и красоты, а следовательно, кроме садов, теплиц и букетов от любимых, цветы украшали и одежду в виде флористических принтов.
Источником цветочного принта считается Древний Китай. В частности, в этой стране на одежду наносили орнаменты с изображением пионов — особого цветка в китайской культуре. Его считают цветком благородства, богатства, императорской власти, а также "императором всех цветов". Шелковые платья с изображением цветов приобрели максимальную популярность в период правления династии Тан (618-907 гг.), и только в XVIII-XIX веках получили большую популяризацию на Западе. Индийцы изготавливали ситец и хлопок, который украшали разноцветными цветочными орнаментами на блестящей основе ткани.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
Не обошел цветочный орнамент и страны Ближнего Востока. В частности, во время исламского периода в истории Персии (XVII в.) бархат украшали изображением тюльпанов и виноградной лозы.
Популярность цветочному принту в Европе принесла эпоха Рококо, когда в моду вошли платья из тонкого шелка, нуждавшиеся в изящных рисунках. Эволюция цветов на одежде продолжилась в новой истории. Знаковым событием стало появление рисунка "Флора" Gucci в 1966 году, ставшего визитной карточкой модного бренда. В 70-х годах цветы стали символом движения хиппи, что не могло не найти отражение в их одежде.
Анималистические принтыЕсли королем зверей небезосновательно назвали льва, то королем анималистических принтов на одежде является леопард. Начиная с 1947 года, благодаря бренду Dior и его коллекции New Look, окрас этого зверя не сходит с одежды модниц по всему миру. В 60-х леопардовый стиль оценила супруга президента Кеннеди – Жаклин. Пальто с использованием пятнистого принта для первой леди сшил дизайнер Олег Кассини.
В 70-х спрос на леопардовый мех и его последствия (уничтожение более 250 тыс. животных) привело к принятию закона 1973 о запрете ввоза и продажи меха леопарда на территории США. Соответственно, прослеживается очередное преимущество современности — цифровая печать, позволяющая украшать одежду без ущерба для фауны.
Поп-арт принтыС момента появления поп-арта в 50-х годах он шагает в ногу с индустрией моды. Образованный как протест против элитарных ценностей, этот жанр искусства охватывает все аспекты обыденности с добавлением элементов массовой культуры, тем самым приближая его к новому поколению.
Один из основателей жанра Энди Уорхол сумел не только популяризировать собственное видение искусства, но и стать влиятельной фигурой в fashion-индустрии, превратив искусство в предметы модной одежды. Экспансия поп-арта на моду того времени стала вызовом консервативным взглядам на fashion-индустрию. В это время Уорхол начал печатать свои рисунки на бумажных платьях. Вероятно, самым узнаваемым бумажным платьем художника стала Souper Dress с принтом Уорхола "Консервные банки с супом Кемпбелл".
Независимо от того, полагаются ли современные дизайнеры на протестные идеи поп-арта или просто вдохновляются его стилем и образами, они регулярно возвращаются к этому жанру в своих творениях. Одежда с поп-арт принтами и элементами частый гость в коллекциях брендов Tommy Hilfiger, Prada, Burberry и Moschino.
Одежда – это одна из форм самовыражения, которая дает нам возможность проявлять творческий подход с помощью тканей и принтов. Вероятно каждый фанат моды согласится с тем, что модные тенденции имеют привычку меняться, то же касается и принтов. Они могут терять и приобретать популярность от сезона к сезону, однако, в том или ином виде они всегда находят свое место в списке меняющегося модного движения и в нашем гардеробе.
Сегодня мы имеем уникальное преимущество выбора, так что можем экспериментировать вместе с модой. Цифровая печать уже успел стать самым популярным инструментом для создания персонализированного и узнаваемого стиля, как для известных дизайнеров, так и для обычных домашних пользователей. Это позволяет создавать уникальный дизайн и перевоплощаться чуть ли не каждый день.
Присутствующие в материале фотографии – работы по коллекциям украинских дизайнеров с использованием печати на ткани, которые были представлены в рамках проекта "Epson Digital Fashion" на протяжении 2016-2019 годов.
Недавно персональный стилист рассказала, как определить свой цветотип за несколько минут.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: