Известный семейный психолог Светлана Ройз на своей странице в Фейсбуке часто делится полезными советами о воспитании детей. Вчера она опубликовала список из 10 вещей, которые нужно помнить родителям и учителям во время войны.
Я структурировала то, к чему нам — родителям, учителям, директорам школ сейчас нужно быть готовыми. При любом формате обучения. Создала простую методичку по непростой теме. О том, что может сейчас проявляться и что мы можем делать. Все дети (школьники и студенты), родители, педагоги — супергерои. И у нас открывается свой новый фронт,Что нужно помнить об учебных навыках— написала Светлана.
- Летний откат в знаниях — в этом году мы не можем спрогнозировать, сколько времени нужно отвести на повторение материала. К привычному "летнему откату" присоединился стресс — это влияет на работу долгосрочной памяти. Детям важно объяснить, чтобы снять их тревогу — все постепенно вспомним.
- Многие дети отвыкли писать — ручкой на бумаге. У многих точно поменяется почерк, мы можем наблюдать некоторый регресс в письменных навыках. (Все со временем вернется, важно чаще и взрослым, и малышам — давать упражнения на расслабление мышц, помнить, что сейчас темп обучения и темп письма будут замедляться).
- Дети (и взрослые), пережившие опыт травматизации — часто на время, пока не стабилизируются, "забывают" правила орфографии. (На последствия наводнения у многих наложился стресс. Возможно, игры со словами, кроссворды, карточки будут вспомогательны).
- Могут быть сложности с предметами и знаниями, связанными с пространственной ориентацией (это одновременно и геометрия, тригонометрия и то, что связано с предлогами "над", "за", "под", "через".) Нам нужны любые какие активности, где бы ребенок мог создавать 3Д-модели — лего, пластилин, оригами, лепка, спорт, игра на музыкальных инструментах.
- Травматический опыт усложняет восприятие абстрактных понятий — именно сейчас нужна наглядность, прикладные, практические, конкретные, понятные знания и действия.
- Навыки чтения — у каждого из нас (взрослых и детей) была своя адаптация к стрессу — кто начал учиться и больше читать, а кто достаточно не может сконцентрироваться. Навыки чтения у детей могут ухудшиться — важно помнить, что это временно. Все восстановится.
- Долгосрочная память — процессы запоминания информации могут быть усложнены. Когда мы переживаем стресс — работа гиппокампа, отвечающая, в том числе и за долговременную память — угнетается (начинаем с маленьких объемов информации, закрепляем все в действиях, в движениях) — на перерывах двигаться обязательно!
- Дети во время учебы могут крутить что-то в руках, качаться на стуле — это не отвлечение, это их способ "оттормозить" лишние сигналы — многие дети так, наоборот, концентрируются. Возможно, включить такие движения в учебный процесс.
- Многие дети за это время привыкли держать телефон в руках — это для них символ управляемости, контролируемости. Нужно подумать, что с этим делать — может включать приложения в телефонах в процесс обучения.
- Детей может больше, чем в другие годы, раздражать то, что не чувствуется практическим. Важно готовиться к вопросам — как это использовать, можно давать больше проектной работы.
Мы не знаем, что может стать триггером для эмоциональных реакций — при подготовке уроков мы должны быть очень осторожны с подбором видео, фото и музыки. Желательно знать, через какой опыт прошли семья, чтобы оказать поддержку, если она нужна. Пожалуйста, избегайте неожиданных звуков,— пишет психолог.
Безопасность. Любой процесс обучения начинается с ощущения безопасности. (насколько сейчас возможно). Безопасность — это наша предсказуемость, знание правил, знание территории, неприкосновенность телесная, уважение к границам, понятные правила, "безопасное пространство" — когда ребенок даже на своем городе может "уединиться" — придумать жест, который это показывает. Можно начинать урок с того, что все стучат ладонями по столам, создают из карандашей, рисуют круг — свое защищенное пространство.
Близость. Единство — возможно, начинать урок с песни, петь вместе, возможно, создать свой девиз, ритуалы приветствия — прощание, делать общие проекты, вместе помогать ВСУ, высаживать растения.
Структура. Правила, расписание.
Поддержка. Поощрение, фиксация результата.
- Сейчас легализована ненормативная лексика — нужно сразу вводить правила и договариваться, что в вашем сообществе приемлемо.
- Когда мы проживаем стресс или травматический опыт, мы перестаем ощущать свои потребности — напоминать пить, есть, идти в туалет, двигаться.
- Лимбическая система не может выдержать напряжение — красные рамочки в презентациях, острые углы в рамках — которые накладываются на слайды, эмоциональные картинки, много информации в слайдах — могут вызвать перегрузки и неожиданные, неосознанные.
- Стресс и травматизация изменяют и фрагментируют наше восприятие времени и реальности. Нам обязательно нужно подчеркивать текущую дату.
- Чем больше тревоги, тем больше информации — объяснений, структуры, нужно рассказывать — что за чем будет идти по действиям. Правила, рутины, обязанности — сейчас терапия.
- Повторять часто свое имя — дети часто забывают новые имена (да и старики).
- Во время стресса мы более "правополушарные". Дети более внимательны к сигналам сенсорным, невербальным, чем к нашим словам. Могут переутомляться от нагрузки контактами, потому что за время онлайн от них отвыкли. Нужно делать паузы, пить воду, когда чувствуем напряжение — делать движки
- Опыт ребенка, подвергшегося травматизации — фрагментирован. Он может не помнить того, что мы точно уверены, что помнить должен. Нам нужна связь — прошлое — настоящее — будущее. Если ребенок вернулся в свою школу, к мисту, где был — нужно вместе ходить по школе, вспоминать, касаться оставшихся вещей.
- Когда мы проживаем сложный опыт, стресс, травматизацию — меняется самооценка, сейчас часто дети живут в режиме — ожидание неудачи. Им нужен опыт и поддержка. Маленькие знакомые задачи, задачи, в которых был бы скорый результат. Празднование побед дня.
- Не давать практик с закрытыми глазами — сейчас дети и взрослые не закрывают глаз, потому что так они теряют контроль. И если закрыть глаза, а вдруг будет тревога — это может стать ретравматизацией. Не просить дышать глубоко — глубокое дыхание может провоцировать более сильные эмоциональные проявления — дышим так, как дышится. Пытаемся акцент делать на выдохе.
- Обязательно оговорить все, что связано с сиренами, укрытиями.
Важное правило — мы сочувствуем, не жалеем. Дети переживают сложный опыт — но точно справятся. Все эти пункты не для того, чтобы видеть в детях "бедосечек" и делать работу за них. Мы акцентируем внимание на их силе и поддерживаем то, в чем можем. Они точно справятся и мы точно справимся. Детей и взрослых, с которыми я встречаюсь сейчас, я спрашиваю "Какая ваша сила все это время вам помогала, на какой новый навык вы можете опираться и перенесете даже в мирное время?"— акцентирует внимание Светлана.
Ранее мы писали, какие прививки делать детям осенью: календарь вакцинаций.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: