Печать на ткани – далеко не новый способ украшения одежды; на самом деле он существует достаточно давно. Конечно, за годы научно-технического прогресса методы нанесения изображений на ткань в значительной степени изменились, однако текстильная печать действительно древнее искусство.
Свое начало она берёт с XVIII века до н. э. из Вавилонии. В свою очередь, в начале III века н. э. в Древнем Китае использовали технику "набойки" краски на шелковую ткань, которую называли "жаньсе". Впоследствии изобретение китайцев попало на Ближний Восток и Египет под правлением Римской Империи. В Европе же этот метод более известен под названием "ксилография".
В начале XVII века, вместе с отладкой больших поставок ситеца в Англию Ост-Индийской компанией, возникла острая потребность в открытии большого количества мануфактур по его декорированию. С началом Промышленной революции текстильная печать стала механизированной, поскольку была разработана цилиндрическая печать.
Современность подарила нам первые принтеры для печати на бумаге, а затем и текстильные принтеры, предназначенные для печати на тканях и для нанесения рисунка на натуральные материалы. Текстильная промышленность сделала большой шаг вперед в цифровой печати. Одними из наиболее перспективных разработок текстильной промышленности являются принтеры с прямой и сублимационной печатью. Прямая печать подразумевает нанесение принта на готовую продукцию (футболку, шоппер и т. п. ) или сразу на ткань, что позволяет быстро и удобно создавать неповторимые образы с исключительными принтами. В промышленных масштабах широко используется сублимационная печать, предусматривающая нанесение принта на специальную бумагу, которая впоследствии под действием температуры переносится на ткань.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
Примечательно, что цифровая печать имеет низкий порог входа в бизнес. Это достигается благодаря: оптимальной стоимости новейших технологий печати, скорости процесса (например, всего 28 секунд для изображения формата А4 на цифровых футболочных принтерах), невысокой себестоимости печати квадратного метра ткани, долговечности и экологичности принта. В частности, цифровая печать позволяет формировать индивидуальный подход к партиям печати, оптимизируя тираж под необходимый заказ. К примеру, дизайнеру необязательно заказывать сразу большую партию одежды, у него есть возможность попытаться "запринтовать" небольшой тираж, а после фидбека от клиентов — запустить или не запустить ту или иную линейку одежды; то есть происходит существенная экономия на остатках. Расходы на логистику также существенно уменьшаются: исчезает необходимость в покупке уже готовых тканей с необходимым заграничным принтом, достаточно купить качественную белую ткань. Поэтому окупаемость инвестиций такого решения составляет от 1 до 3 лет (в зависимости от объемов печати). Основное требование к сублимационной технологии печати – печать на тканях с содержанием полиэстера, а для прямой печати – содержание хлопка. Сегодня существуют мощные промышленные решения, такие как индустриальный принтер Epson Monna Lisa, позволяющие производить принтованную одежду промышленным способом на широком спектре тканей (шелке, хлопке, льне, синтетических тканях).
Вместе с тем одним из ключевых преимуществ новейшего цифрового оборудования для печати является уменьшение негативного влияния на окружающую среду. На fashion-индустрию приходится 10% выбросов всего продуцируемого и 20% всей загрязненной производствами воды. Экологичность современного цифрового оборудования позволяет снизить выбросы углерода со 139 до 86 кг и объемы использования воды на 27%. К тому же технологии печати компании, в частности чернил UltraChrome DS, сертифицированные по стандарту Oeko-Tex Standard 100 Class 1, свидетельствуют об их безопасности для здоровья пользователей.
За долгий период развития человечество изобрело множество орнаментов и принтов, вместе с которыми эволюционировали и развивались технологии их нанесения. Современность подарила нам первые принтеры для печати на бумаге, а затем и текстильные принтеры, предназначенные для печати на тканях. Сегодня печатные принты повсеместно представлены как в коллекциях известных дизайнеров (в том числе и начинающих), так и в обычной повседневной одежде. Однако, несмотря на то, что все мы привыкли к обыденной одежде украшенной разнообразием принтов, мало кому известно, что каждый из них имеет свою интересную историю.
Геометрические принты
Клетка – один из классических принтов, который у большинства людей ассоциируется с домашним уютом. Однако мало кто знает, что данный вид принта имеет несколько разновидностей.
- Клетчатый принт "Виши" уже несколько сезонов не теряет своей трендовости. Небольшая двухцветная клетка в начале своего существования в основном использовалась на постельных принадлежностях, скатертях, салфетках и в качестве мебельного покрытия. Укорененный стиль сменил французский модельер Жак Эстерель, использовав "Виши" в свадебном платье Бриджит Бардо в 1989 году. Сегодня же модельеры используют такую клетку преимущественно в летних коллекциях.
- Принт "Пье-де-пуль", или гусиные лапки, буквально завоевал умы модельеров и ценителей моды после выхода ленты "Завтрак у Тиффани", в котором звезда 60-х Одри Хепберн появилась в наряде с этим принтом. Однако соответствующая клетка существовала задолго до появления кинематографа, ведь обитатели шотландских верховин изобрели это сочетание еще в XII веке.
Интересный факт: все штаны шеф-поваров в ресторанах Лондона делают именно из ткани с этим принтом. - Не менее популярный орнамент "Горошек", также известный под названием Polka Dot, приобрел максимальную популярность в 50-х годах прошлого века. Однако первым его появлением считается фотография 1865 года, на которой изображена женщина в блузке с этим принтом. Polka Dot регулярно возвращается на ткани модной одежды – бум на "горошек" четко прослеживался в 70-х, 80-х и начале нулевых.
- Закрывает тему геометрических принтов "полоска", которая при всей своей простоте имеет далеко не простую историю. В своей книге "Дьявольская материя, или История полосок и полосатых тканей" французский писатель Мишель Паустро описывает историю появления полосатой одежды, основываясь на искусстве, литературе, традициях и иконографии. Как оказалось, в средневековой Франции украшение полосками одежды буквально предусматривалось законодательством для проституток, преступников, палачей, шутов, уличных артистов и других персон, которые, по мнению средневековых законотворцев, не вписывались в устоявшиеся социальные нормы.
Флористические принты
Несомненно, найдется довольно немного женщин, не любящих цветы. Они всегда были символом эстетики, изящества и красоты, а следовательно, кроме садов, теплиц и букетов от любимых, цветы украшали и одежду в виде флористических принтов.
Источником цветочного принта считается Древний Китай. В частности, в этой стране на одежду наносили орнаменты с изображением пионов — особого цветка в китайской культуре. Его считают цветком благородства, богатства, императорской власти, а также "императором всех цветов". Шелковые платья с изображением цветов приобрели максимальную популярность в период правления династии Тан (618-907 гг.), и только в XVIII-XIX веках получили большую популяризацию на Западе. Индийцы изготавливали ситец и хлопок, который украшали разноцветными цветочными орнаментами на блестящей основе ткани.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
Не обошел цветочный орнамент и страны Ближнего Востока. В частности, во время исламского периода в истории Персии (XVII в.) бархат украшали изображением тюльпанов и виноградной лозы.
Популярность цветочному принту в Европе принесла эпоха Рококо, когда в моду вошли платья из тонкого шелка, нуждавшиеся в изящных рисунках. Эволюция цветов на одежде продолжилась в новой истории. Знаковым событием стало появление рисунка "Флора" Gucci в 1966 году, ставшего визитной карточкой модного бренда. В 70-х годах цветы стали символом движения хиппи, что не могло не найти отражение в их одежде.
Анималистические принты
Если королем зверей небезосновательно назвали льва, то королем анималистических принтов на одежде является леопард. Начиная с 1947 года, благодаря бренду Dior и его коллекции New Look, окрас этого зверя не сходит с одежды модниц по всему миру. В 60-х леопардовый стиль оценила супруга президента Кеннеди – Жаклин. Пальто с использованием пятнистого принта для первой леди сшил дизайнер Олег Кассини.
В 70-х спрос на леопардовый мех и его последствия (уничтожение более 250 тыс. животных) привело к принятию закона 1973 о запрете ввоза и продажи меха леопарда на территории США. Соответственно, прослеживается очередное преимущество современности — цифровая печать, позволяющая украшать одежду без ущерба для фауны.
Поп-арт принты
С момента появления поп-арта в 50-х годах он шагает в ногу с индустрией моды. Образованный как протест против элитарных ценностей, этот жанр искусства охватывает все аспекты обыденности с добавлением элементов массовой культуры, тем самым приближая его к новому поколению.
Один из основателей жанра Энди Уорхол сумел не только популяризировать собственное видение искусства, но и стать влиятельной фигурой в fashion-индустрии, превратив искусство в предметы модной одежды. Экспансия поп-арта на моду того времени стала вызовом консервативным взглядам на fashion-индустрию. В это время Уорхол начал печатать свои рисунки на бумажных платьях. Вероятно, самым узнаваемым бумажным платьем художника стала Souper Dress с принтом Уорхола "Консервные банки с супом Кемпбелл".
Независимо от того, полагаются ли современные дизайнеры на протестные идеи поп-арта или просто вдохновляются его стилем и образами, они регулярно возвращаются к этому жанру в своих творениях. Одежда с поп-арт принтами и элементами частый гость в коллекциях брендов Tommy Hilfiger, Prada, Burberry и Moschino.
Одежда – это одна из форм самовыражения, которая дает нам возможность проявлять творческий подход с помощью тканей и принтов. Вероятно каждый фанат моды согласится с тем, что модные тенденции имеют привычку меняться, то же касается и принтов. Они могут терять и приобретать популярность от сезона к сезону, однако, в том или ином виде они всегда находят свое место в списке меняющегося модного движения и в нашем гардеробе.
Сегодня мы имеем уникальное преимущество выбора, так что можем экспериментировать вместе с модой. Цифровая печать уже успел стать самым популярным инструментом для создания персонализированного и узнаваемого стиля, как для известных дизайнеров, так и для обычных домашних пользователей. Это позволяет создавать уникальный дизайн и перевоплощаться чуть ли не каждый день.
Присутствующие в материале фотографии – работы по коллекциям украинских дизайнеров с использованием печати на ткани, которые были представлены в рамках проекта "Epson Digital Fashion" на протяжении 2016-2019 годов.
Недавно персональный стилист рассказала, как определить свой цветотип за несколько минут.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
- Осознанный подход к моде: украинские sustainable бренды
- Эволюция школьной формы: от строгих мундиров до свободного дресс-кода
Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!
Комментарии